Евангелие от Луки, Глава 12, стихи 2-12. Комментирует - Антоний Борисов
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Луки, Глава 12, стихи 2-12

02 Нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, чего не узнали бы.

03 Посему, что вы сказали в темноте, то услышится во свете; и что говорили на ухо внутри дома, то будет провозглашено на кровлях.

04 Говорю же вам, друзьям Моим: не бойтесь убивающих тело и потом не могущих ничего более сделать;

05 но скажу вам, кого бояться: бойтесь того, кто, по убиении, может ввергнуть в геенну: ей, говорю вам, того бойтесь.

06 Не пять ли малых птиц продаются за два ассария? и ни одна из них не забыта у Бога.

07 А у вас и волосы на голове все сочтены. Итак не бойтесь: вы дороже многих малых птиц.

08 Сказываю же вам: всякого, кто исповедает Меня пред человеками, и Сын Человеческий исповедает пред Ангелами Божиими;

09 а кто отвергнется Меня пред человеками, тот отвержен будет пред Ангелами Божиими.

10 И всякому, кто скажет слово на Сына Человеческого, прощено будет; а кто скажет хулу на Святаго Духа, тому не простится.

11 Когда же приведут вас в синагоги, к начальствам и властям, не заботьтесь, как или что отвечать, или что говорить,

12 ибо Святый Дух научит вас в тот час, что должно говорить.

Читает и комментирует священник Антоний Борисов.

Актерские браки редко бывают счастливыми. Они обычно начинаются очень красиво — с ярких эмоций, с широких жестов и изящных поступков. Но в скором времени чувства угасают. И бурный роман превращается в не менее бурный бракоразводный процесс с дележом имущества и рассказами о недостойном поведении супруга. Почему так происходит? Ответ заключается в том, что людям творческим присуще, к сожалению, между «быть» и «казаться» выбирать второе. Но вот в чем трагедия подобного решения. Рано или поздно истина всё равно вырвется наружу, и никакая оболочка внешнего образа не способна её сдержать. В особенности тогда, когда человек выпадает из зоны комфорта. Именно об этом и говорит нам сегодняшнее евангельское чтение.

Христос сначала предостерегает учеников от закваски фарисейской, суть которой состоит в лицемерии. А затем Спаситель предрекает: «нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, чего не узнали бы. Что вы сказали в темноте, то услышится во свете; и что говорили на ухо внутри дома, то будет провозглашено на кровлях».

Смысл слов Христовых состоит в следующем. Когда Господь говорит о лицемерии фарисеев, он использует слово, означающее не просто ложь, а артистичность — показное поведение, направленное на то, чтобы впечатлить публику. Закваска же в данном случае не просто дрожжи, а самомнение, внутренняя уверенность в своем превосходстве. Это чувство буквально раздувает человека изнутри (как дрожжи — тесто), подталкивает его самолюбованию и саморекламе. Но нет ничего сокровенного. И как бы человек ни пытался замаскировать желание покрасоваться, представить себя в лучшем свете, всё рано или поздно вылезет наружу. Как произошло с фарисеями. Те люди, что еще вчера претендовали на то, чтобы быть религиозными лидерами общества, столкнувшись с Сыном Божиим, явили миру свою горделивую суть. Маски благочестия спали. Вместо неё люди увидели лица, искаженные злобой, завистью и обидой. Поведение Своих противников Христос называет хулой на Духа Святого — грехом, которому нет прощения. Что здесь имеется ввиду? Почему Господь прощает все грехи, кроме этого? Потому что сам человек не нуждается в этом прощении. И в принципе не нуждается в Боге.

Подобное мы видим на примере упомянутых уже фарисеев. Они прекрасно понимали Кто перед ними. Перед глазами иудейских вождей совершались великие чудеса, отрицать которые было просто глупо. Но фарисеи очень боялись, что действия Христа обличат их греховность, продемонстрируют обществу, что его вожди, оказывается, не такие уж и совершенные. И снова мы становимся свидетелями мучительного выбора между «казаться» и «быть». Мы видим, как человеческая слабость подтолкнула знатоков закона к лицемерию. Внешнее оказалось важнее внутреннего. Результатом подобного исхода становится упомянутый уже грех хулы на Духа Святого — то есть прямое противодействие открытому действию Божию. Евангельское чтение учит нас, насколько важным является быть искренним перед собой и перед Господом.

Насколько пагубным может стать лицемерие, способное разрушить нашу жизнь. Быть может, на первых порах оно и способно помочь произвести на кого-то впечатление. Но впоследствии, высосав из нас все внутренние силы, лицемерие подставит нас и явит миру нашу внутреннюю несостоятельность. Будем же опираться не на самость, а на Бога. И тогда мы обретем в Нем спокойствие, а также настоящую и существенную опору для нашей жизни.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!