Евангелие от Луки, Глава 8, стихи 26-39. Комментирует - Антоний Борисов
Москва - 100,9 FM

Евангелие от Луки, Глава 8, стихи 26-39

Поделиться Поделиться
Читает и комментирует священник Антоний Борисов.

Недавно, гуляя со своими маленькими дочерями, наблюдал за тем, как рождается дружба. В их возрасте всё происходит очень просто. Смотришь — вот играет на детской площадке одна девочка, подходит к ней другая и произносит: «Привет! Как тебя зовут?» — «Маша». «А я Аня!». «Давай дружить?» — «Давай». Вот и всё. Дружба началась. Бывает, она исчезает так же незаметно, как и возникла. А бывает — начавшись невзначай, она может длиться всю оставшуюся жизнь. И вот что важно и удивительно — дружба начинается с имени. Узнав имя, ты получаешь возможность прикоснуться к маленькой, но совершенно иной вселенной — другому человеку. Имя становится ключом доступа к внутреннему миру твоего друга.

Тема имени волновала не одно поколение писателей и философов. Так, например, в романе Урсулы ле Гуинн «Волшебник Земноморья» — все герои носят клички или псевдонимы, а настоящие имена скрывают. Потому что боятся, что кто-то обретет над ними (героями) волшебный контроль. Ле Гуинн эту сюжетный ход не придумала, а позаимствовала отчасти из магических верований древности. Эти верования, надо сказать, повлияли не только на персонажей ле Гуинн, но и на некоторых христианских богословов. Например, древний еретик Евномий полагал, что если узнать истинное имя Бога, то можно фактически принудить Его к исполнению желаний.

В прозвучавшем евангельском чтении мы видим нечто подобное. Столкнувшись со Христом, бесноватый из страны Гадаринской говорит: «Что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? умоляю Тебя, не мучь меня». Следует понимать, что эти слова произнес не человек, а получившие над ним злые духи. Демоны прозрели, что перед ними не просто странствующий проповедник, но Посланник Божий. Бесы решают подчинить себе Христа. Потому и обращаются они к Нему — Иисус, Сын Бога Всевышнего. Это никакое не почтение, а попытка назвать истинное имя Спасителя, чтобы обрести над Ним власть. Подобно тому, как пытались обрести власть над самими злыми духами колдуны древности. Но вместо победы дьявольские силы ждало отчаянное поражение — сначала демоны переместились в свиное стадо, а затем отправились в бездну. Возвращаясь к теме имени, стоит отметить, что в иных евангельских эпизодах исповедание Христа Сыном Бога живаго позволяло людям получить помощь от Спасителя. И дело, конечно же, не в обретении власти. Над Господом, в принципе, нельзя установить контроль. Дело состоит в ином. Признав Иисуса воплотившимся Богом, обретя в Него веру, мы в Его лице находим наставника, учителя, защитника и верного друга. Сын Божий открывает нам Своё имя, чтобы мы имели возможность свободно обращаться к Нему в минуты тревоги и радости. Христос откликается на наши молитвы. Он дарует нам Себя в таинстве Евхаристии, когда мы, подходя к Чаше, также называем собственное имя. Так мы открываем себя для уже распростершего нам и для нас руки на кресте Сына Божьего. Исповедуя имя Иисуса Христа, Сына Божьего и Спасителя мира, будем искренне надеяться на Его помощь. И Он никогда нас не без нее не оставит.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!