Евангелие от Луки, Глава 11, стихи 1-10

Отрывок, который мы только что услышали, посвящена важной теме. Это тема молитвы. Спаситель раскрывает ее с двух сторон.
В первой части Он дает Своим ученикам молитву, которая соединяет в себе просьбы, касающиеся самых разных сторон жизни человека. В самом общем виде здесь есть прошения и о духовном, и о телесном, и о вечном, и о временном, и о внешнем, и о внутреннем. Но за всем этим скрывается одна простая и важная идея: средоточие человеческого бытия — это Бог. Все наше существование во множестве своих проявлений связано с Ним и зависит исключительно от Него. Эта идея настолько важна для христианского сознания, что словами молитвы «Отче наш» мы обращаемся к Богу во время Литургии, главной церковной службы, во время которой в храме собирается вся община. Это голос самой Церкви, которая обращается к своему Творцу, для того, чтобы в очередной засвидетельствовать, кто является источником ее жизни.
Однако потребности у всех у нас свои. Поэтому Христос во второй части сегодняшнего отрывка дает Своим ученикам правило на случай молитвы индивидуальной, частной: «просите, и дано будет вам; ищете, и найдете; стучите и отворят вам». Слова здесь каждый может подбирать свои, в соответствие с собственными нуждами и обстоятельствами. Это, конечно, не означает, что молитва «Отче наш» не может читаться дома в личном общении с Богом. Это означает, что пространство религиозной жизни включает в себя две тесно связанные области — личную и общественную.
Церковная традиция также говорит о существовании двух видов молитвы. Первую она называет богослужебной, храмовой, вторую — домашней. Какие-то тексты подходят больше для общественного богослужения, какие-то зачастую используются дома, когда мы остаемся наедине с Богом. Но в конечном счете важно понимать: сила и действенность любой молитвы зависит не от того, насколько точно соответствует ее текст ситуации, времени и месту. Замечательно об этом пишет свт. Феофан Затворник: «Об одном только надо заботиться, чтобы, когда стоим на молитве, дома ли или в церкви, у нас на душе была действительная молитва, действительное обращение и восхождение ума и сердца нашего к Богу. Как кто сумеет пусть делает это». Поэтому, обращаясь к Творцу, постараемся больше заботиться не о внешнем, то есть не о том, в какую словесную форму облечь свои мысли. Сосредоточимся в первую очередь на внутреннем, на том, направлены ли к Богу наш ум и сердце. Только такая молитва, где бы она ни совершалась, и какие бы слова мы ни использовали, будет самая действенная и сможет привлечь к нам Божественную благодать.