Евангелие от Луки, Глава 11, стихи 1-10. Комментирует - Дмитрий Барицкий
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Луки, Глава 11, стихи 1-10

01 Случилось, что когда Он в одном месте молился, и перестал, один из учеников Его сказал Ему: Господи! научи нас молиться, как и Иоанн научил учеников своих.

02 Он сказал им: когда молитесь, говорите: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе;

03 хлеб наш насущный подавай нам на каждый день;

04 и прости нам грехи наши, ибо и мы прощаем всякому должнику нашему; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого.

05 И сказал им: положим, что кто-нибудь из вас, имея друга, придёт к нему в полночь и скажет ему: друг! дай мне взаймы три хлеба,

06 ибо друг мой с дороги зашел ко мне, и мне нечего предложить ему;

07 а тот изнутри скажет ему в ответ: не беспокой меня, двери уже заперты, и дети мои со мною на постели; не могу встать и дать тебе.

08 Если, говорю вам, он не встанет и не даст ему по дружбе с ним, то по неотступности его, встав, даст ему, сколько просит.

09 И Я скажу вам: просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам,

10 ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят.

Читает и комментирует священник Дмитрий Барицкий

Отрывок, который мы только что услышали, посвящена важной теме. Это тема молитвы. Спаситель раскрывает ее с двух сторон.

В первой части Он дает Своим ученикам молитву, которая соединяет в себе просьбы, касающиеся самых разных сторон жизни человека. В самом общем виде здесь есть прошения и о духовном, и о телесном, и о вечном, и о временном, и о внешнем, и о внутреннем. Но за всем этим скрывается одна простая и важная идея: средоточие человеческого бытия — это Бог. Все наше существование во множестве своих проявлений связано с Ним и зависит исключительно от Него. Эта идея настолько важна для христианского сознания, что словами молитвы «Отче наш» мы обращаемся к Богу во время Литургии, главной церковной службы, во время которой в храме собирается вся община. Это голос самой Церкви, которая обращается к своему Творцу, для того, чтобы в очередной засвидетельствовать, кто является источником ее жизни.

Однако потребности у всех у нас свои. Поэтому Христос во второй части сегодняшнего отрывка дает Своим ученикам правило на случай молитвы индивидуальной, частной: «просите, и дано будет вам; ищете, и найдете; стучите и отворят вам». Слова здесь каждый может подбирать свои, в соответствие с собственными нуждами и обстоятельствами. Это, конечно, не означает, что молитва «Отче наш» не может читаться дома в личном общении с Богом. Это означает, что пространство религиозной жизни включает в себя две тесно связанные области — личную и общественную.

Церковная традиция также говорит о существовании двух видов молитвы. Первую она называет богослужебной, храмовой, вторую — домашней. Какие-то тексты подходят больше для общественного богослужения, какие-то зачастую используются дома, когда мы остаемся наедине с Богом. Но в конечном счете важно понимать: сила и действенность любой молитвы зависит не от того, насколько точно соответствует ее текст ситуации, времени и месту. Замечательно об этом пишет свт. Феофан Затворник: «Об одном только надо заботиться, чтобы, когда стоим на молитве, дома ли или в церкви, у нас на душе была действительная молитва, действительное обращение и восхождение ума и сердца нашего к Богу. Как кто сумеет пусть делает это». Поэтому, обращаясь к Творцу, постараемся больше заботиться не о внешнем, то есть не о том, в какую словесную форму облечь свои мысли. Сосредоточимся в первую очередь на внутреннем, на том, направлены ли к Богу наш ум и сердце. Только такая молитва, где бы она ни совершалась, и какие бы слова мы ни использовали, будет самая действенная и сможет привлечь к нам Божественную благодать.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!