Москва - 100,9 FM
* Поделиться
Евангелие от Луки, Глава 7, стихи 31-35

31 Тогда Господь сказал: с кем сравню людей рода сего? и кому они подобны?

32 Они подобны детям, которые сидят на улице, кличут друг друга и говорят: мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам плачевные песни, и вы не плакали.

33 Ибо пришел Иоанн Креститель: ни хлеба не ест, ни вина не пьет; и говорите: в нем бес.

34 Пришел Сын Человеческий: ест и пьет; и говорите: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам.

35 И оправдана премудрость всеми чадами ее.

Читает и комментирует священник Антоний Борисов.

В середине девятнадцатого века модной для отечественной литературы стала тема лишнего человека. Так принято было называть романтически настроенного, порывистого и совершенно непрактичного мужчину, который катастрофически не мог найти себе место в обществе. Всё, казалось бы, у него имелось — и ум, и обаяние, и хорошее образование. Не было только одного — желания заняться реальным делом, а еще взять на себя ответственность и за свою жизнь, и за чужую. Лишними людьми принято называть грибоедовского Чацкого, пушкинского Онегина, лермонтовского Печорина, гончаровского Обломова, тургеневского Рудина. Список можно продолжать и дальше. Но у всех подобных персонажей имеется одна общая черта — они чего-то очень хотят, о чем мечтают, но абсолютно не могут или не хотят хотя бы на шаг приблизиться к мечте. А еще лишние люди очень любят указывать на недостатки общества и окружающих. Но вот только бороться с этими недостатками тоже не желают.

В сегодняшнем евангельском чтении мы встречаемся с поведением, очень схожим с манерами лишних людей. Христос, обращаясь к Своим оппонентам, с усталостью спрашивает: «Что еще Я должен для вас сделать? Как еще Я могу доказать вам, что Я не обманщик, не лицемер?» Спаситель сравнивает Своих гонителей с капризными детьми, которым невозможно угодить. Радостная музыка не может их рассмешить, печальная — не вызывает слез. И причина состоит не в качестве этой музыки, а в нелюбви к её исполнителю. Моя прабабушка любила повторять поговорку: «Не по-хорошему он тебе мил, а по милу хорош». Народная мудрость четко подметила, что отношение к человеку мы подчас строим исключительно на субъективной симпатии или антипатии. В случае со Христом речь шла именно о резкой антипатии и даже жуткой нелюбви. Спаситель очень тонко подчеркивает, как Иоанна Крестителя недруги обвиняли в излишней аскезе, а Его, Иисуса, наоборот, в том, что Он ел и пил, деля стол с разными людьми. Но на самом деле, причина вновь состоит не в поведении, а в нежелании принять и полюбить. Противники пророка Иоанна и Христа подобно лишним людям возмущаются и критикуют, указывают на недостатки, но сами меняться не хотят. И не желают увидеть в оппоненте доброе, здравое, лучшее.

Хроническое критикантство — опасная болезнь. Подцепив её, перестаешь замечать чужие достоинства. Вместо них перед глазами предстают только изъяны и ошибки. И в результате сердце наполняется горечью, а уста кислотой насмешек и укоров. Две тысячи лет назад противники Христа, поддавшись болезненному критикантству, отправили на казнь долгожданного Мессию. И этим своим поступком сделали себя лишними по отношению к Царству Божьему людьми. Давайте постараемся не совершать такой ошибки. Будем стремиться видеть лучшее, достойное, чтобы нам самим не лишиться радости пребывания в доме Отца Небесного.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!