Евангелие от Луки, Глава 6, стихи 31-36. Комментирует - Антоний Борисов
Москва - 100,9 FM

Евангелие от Луки, Глава 6, стихи 31-36

Поделиться Поделиться
Читает и комментирует священник Антоний Борисов.

Иероним Савонарола стал правителем Флоренции в 1494 году. Предыдущий лидер, Лоренцо Медичи, был обвинен в государственной измене и изгнан из города. Савонарола с воодушевлением принял рычаги власти и начал кардинально менять жизнь свободолюбивой республики. Приближать ежедневное существование граждан к евангельским идеалам. Во всяком случае, так казалось реформатору. Танцы и песни оказались под запретом. Так же, как и праздничная одежда, вкусная еда, народные гуляния. Главное, чего хотел добиться Савонарола, — вернуть уважение флорентийцев к Католической церкви. А вернее, к её служителям. Многие клирики Флоренции жили в роскоши, имели незаконнорождённых детей, обильно говорили о Царстве Небесном, но сами туда явно не стремились.

Такое плачевное состояние церковных нравов привело к тому, что флорентийцы (в особенности, знатные) перестали ходить на исповедь. Вместо этого они заключали так называемый «договор с Богом». Принцип этого договора был чрезвычайно прост. Гражданин Флоренции заранее и в письменном виде давал Богу обещание, что если совершит тот или иной грех, то понесет за него наказание. Обычно — в денежном виде. То есть потратит ту или иную сумму на благотворительность. И таким образом искупит свою вину перед Господом. Договор с Богом воспринимался как очень удобная форма духовной жизни. Допустил человек ошибку? Вот заранее оговорённая компенсация. И не нужны тут никакие посредники в лице клириков с сомнительной репутацией.

В евангельском чтении речь, на первый взгляд, тоже идет о материальном подходе к духовной жизни. Христос призывает Своих слушателей проявлять милосердие и любовь к людям, делясь с ними деньгами, едой, имуществом. И ничего не требовать взамен. За подобное поведение Господь Иисус обещает людям Царство Небесное. Сознательный отказ от части земной выгоды обеспечит духовную награду в Раю. Милосердие, таким образом, гарантирует человеку лучший вариант развития событий за гробом.

Существует ли разница между евангельским видением и договорами, которые пытались заключать с Богом жители Флоренции 15го века? Впрочем, не только они. Сколько наших современников сводят духовную жизнь к материальному — жертвуя деньги на храмы, но по большому счету внутренне не меняясь? Ответ, как всегда в целеполагании. Милостыня всего лишь средство. Она может быть проявлением искренней любви к Богу и человеку, а может стать попыткой просто откупиться и от Господа, и от окружающих. В данном случае человек мыслит примерно так — я отдал вам вполне приличную сумму. Что вам еще нужно? Оставьте меня в покое, дайте жить так, как я хочу. А затем, по первому моему слову, принесите мне заслуженную награду.

Но Христу не всё равно, как мы живем. И Он не возглавляет комитет по раздаче премий. Господь Иисус хочет, чтобы каждый наш день на земле становился шагом в сторону Царства Небесного. Не потому, что Он хочет насильно нас туда загнать, а потому, что это и есть наше предназначение. Отказавшись от него, мы тем самым теряем себя. Милосердие, к которому призывает нас Евангелие, не попытка купить у Бога место в Раю и не средство, чтобы от Господа откупиться. Евангельское милосердие — проявление искренней и свободной любви, нашего живого участия в жизни других людей и попытка стать соработником Бога в делах Его милости!

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!