Москва - 100,9 FM
* Поделиться
Евангелие от Луки, Глава 6, стихи 12-19

12 В те дни взошел Он на гору помолиться и пробыл всю ночь в молитве к Богу.

13 Когда же настал день, призвал учеников Своих и избрал из них двенадцать, которых и наименовал Апостолами:

14 Симона, которого и назвал Петром, и Андрея, брата его, Иакова и Иоанна, Филиппа и Варфоломея,

15 Матфея и Фому, Иакова Алфеева и Симона, прозываемого Зилотом,

16 Иуду Иаковлева и Иуду Искариота, который потом сделался предателем.

17 И, сойдя с ними, стал Он на ровном месте, и множество учеников Его, и много народа из всей Иудеи и Иерусалима и приморских мест Тирских и Сидонских,

18 которые пришли послушать Его и исцелиться от болезней своих, также и страждущие от нечистых духов; и исцелялись.

19 И весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех.

епископ Феоктист Игумнов Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Рассказы о призвании апостолов есть у всех четырех евангелистов, а систематизированный список апостолов мы находим в трех Евангелиях: от Матфея, от Марка и от Луки. Сопоставление евангельских перечней учеников и их согласование между собой — особая исследовательская работа, которая, конечно, довольно интересна и увлекательна. Но значительно более интересным видится другой вопрос: каким образом, для чего в эту группу людей проник Иуда Искариот? Неужели Христос, будучи всеведущим Богом, не знал о том, что Иуда станет предателем? А если знал, то зачем же Он избрал для Своей миссии этого человека? Ведь если бы Христос этого не сделал, то и Иуда не совершил бы своих страшных грехов, он бы не предал, и он бы не окончил свою жизнь самоубийством. Неужели Христос специально избрал Иуду для того, чтобы он в дальнейшем погиб? Как это все согласуется с человеколюбием и всеведением Бога?

Попыток ответа на эти вопросы существует неисчислимое множество. Ответы искали богословы, философы, историки, писатели, поэты, ответы искали и те, кто нам неизвестен по имени, и кто не попадает ни в одну из перечисленных категорий. Ответы искали простые читатели Евангелия.

Существуют ли такие ответы, которые в полной мере смогли бы объяснить эту тайну? Нет. Это — пути Божии, они в полной мере не могут быть постигнуты человеческим разумом. Но попытаться мы можем. К примеру, так, как это сделал святитель Амвросий Медиоланский. Ему принадлежат такие слова: «Избирается также Иуда, не из-за неосмотрительности, но по божественному смотрению. Какова сила истины, которую не мог ослабить даже враждебный слуга! Какова благость Господа, пожелавшего, чтобы мы скорее усомнились в Его выборе, чем в Его любви! Он принял на Себя человеческую тленность, не отказываясь даже от этой стороны человеческой немощи. Он пожелал быть оставленным, быть преданным Своим апостолом и спутником, чтобы ты, когда тебя оставит и предаст друг, спокойно претерпел, что выбор твой оказался неверным, а благодеяние тщетным».

Из слов святителя Амвросия видно, что Иуда был избран Христом «по божественному смотрению». Древний святой не видит в этом избрании ошибки. Да и могла ли быть ошибка? Ведь в момент избрания Иуда был совершенно искренним человеком, он, как и все другие апостолы, нес свое служение рядом со Христом три года, к нему не возникало каких-либо нареканий. Но человек изменчив, и в какой-то момент, который невозможно точно установить, Иуда сделал неправильный выбор. Точно также, как и каждый из нас может ошибиться, причем ошибиться очень сильно, так, что прощение покажется невозможным. После взятия Христа под стражу под воздействием страха большинство апостолов сделали неправильный выбор: они испугались, апостол Петр и вовсе предпочел сказать, что не знаком со Христом. Но никого, кроме Иуды, не захлестнуло отчаяние. Никто не сдался под натиском собственного греха, собственной ошибки.

Пример Иуды имеет для всех верующих двоякую назидательную пользу. О первой сказал святитель Амвросий: любой человек может быть предан другим, самым близким. Это произошло со Христом, значит это может случиться и с нами. Но это не конец, предательство не должно приводить к отчаянию. Вторая же сторона назидательного примера Иуды в том, что любой может сам оказаться предателем, происходит это всегда незаметно, никто не может быть в себе абсолютно уверен, каждый из нас ходит по краю пропасти. Но и собственное предательство — это тоже не конец. Это просто грех. Тяжелый, может быть самый тяжелый, но такой, какой Бог может и хочет простить.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!