Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio


Евангелие от Луки, Глава 5, стихи 12-16

12 Когда Иисус был в одном городе, пришел человек весь в проказе и, увидев Иисуса, пал ниц, умоляя Его и говоря: Господи! если хочешь, можешь меня очистить.

13 Он простер руку, прикоснулся к нему и сказал: хочу, очистись. И тотчас проказа сошла с него.

14 И Он повелел ему никому не сказывать, а пойти показаться священнику и принести жертву за очищение свое, как повелел Моисей, во свидетельство им.

15 Но тем более распространялась молва о Нём, и великое множество народа стекалось к Нему слушать и врачеваться у Него от болезней своих.

16 Но Он уходил в пустынные места и молился.

Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

История исцеления прокаженного может показаться вполне прозаичной: Христос регулярно исцелял людей от самых разных болезней. Мы воспринимаем проказу как один из почти бесконечного списка медицинских диагнозов. У нас нет какого-либо предубеждения против этой болезни, мы не считаем ее какой-то сверхъестественной. Но именно такой — сверхъестественной — она воспринималась в Древнем Израиле. Более того, инструкциям относительно проказы посвящен довольно ощутимый по своей длине фрагмент библейской книги Левит: о ней говорится в 13-й и 14-й главах книги, там подробно описывается по каким признакам священник должен определять наличие проказы у человека и какие выводы необходимо делать. Собственно, возможных выводов было всего два: если проказа есть, то человек объявлялся нечистым, если ее нет, то посредством принесения установленной жертвы бывший прокаженный мог вернуться в общество, то есть он снова становился чистым.

Со временем слова книги Левит обрели подробные комментарии, в отношении прокаженных появились дополнительные инструкции, обязательные для исполнения в израильском обществе. Была определена безопасная дистанция: если кто-то приближался к прокаженному слишком близко или не с той стороны, то такой человек также становился ритуально нечистым. А тот, кто первым видел прокаженного, должен был кричать: «Нечист! Нечист!», чтобы предупредить всех прочих о нависшей над ними опасности невольного осквернения.

Все это выглядит, конечно, довольно некрасиво. Но понять древних израильтян можно: они полагали, что проказа — это вселение в человека нечистоты, источником которой является дьявол. Проказа в их глазах — своего рода концентрат скверны врага рода человеческого. Исцелить прокаженного мог только Бог. А если Бог этого не делал, то, значит, у Него были на то свои причины, вина же полностью лежала на больном, потому что такое отношение к нему Бога указывало на какой-то тяжелый и непростительный грех.

Русский перевод Евангелия от Луки говорит о том, что ко Христу обратился «человек весь в проказе», но это не совсем точный перевод, правильнее было бы перевести «человек, полный проказы». Именно так, как полного проказы, видел этого больного апостол Лука. Так его воспринимали первые поколения христиан. Для них этот евангельский эпизод был крайне важным свидетельством того, что Христос исполнен Духа Святого и что при соприкосновении полноты святости и чистоты Христа с полнотой нечистоты прокаженного безусловную победу одерживает святость и чистота, она совершенно истребляет скверну, сама же она при этом не претерпевает никакого вреда.

История исцеления прокаженного может показаться вполне прозаичной: Христос регулярно исцелял людей от самых разных болезней. Мы воспринимаем проказу как один из почти бесконечного списка медицинских диагнозов. У нас нет какого-либо предубеждения против этой болезни, мы не считаем ее какой-то сверхъестественной. Но именно такой — сверхъестественной — она воспринималась в Древнем Израиле. Более того, инструкциям относительно проказы посвящен довольно ощутимый по своей длине фрагмент библейской книги Левит: о ней говорится в 13-й и 14-й главах книги, там подробно описывается по каким признакам священник должен определять наличие проказы у человека и какие выводы необходимо делать. Собственно, возможных выводов было всего два: если проказа есть, то человек объявлялся нечистым, если ее нет, то посредством принесения установленной жертвы бывший прокаженный мог вернуться в общество, то есть он снова становился чистым.

Со временем слова книги Левит обрели подробные комментарии, в отношении прокаженных появились дополнительные инструкции, обязательные для исполнения в израильском обществе. Была определена безопасная дистанция: если кто-то приближался к прокаженному слишком близко или не с той стороны, то такой человек также становился ритуально нечистым. А тот, кто первым видел прокаженного, должен был кричать: «Нечист! Нечист!», чтобы предупредить всех прочих о нависшей над ними опасности невольного осквернения.

Все это выглядит, конечно, довольно некрасиво. Но понять древних израильтян можно: они полагали, что проказа — это вселение в человека нечистоты, источником которой является дьявол. Проказа в их глазах — своего рода концентрат скверны врага рода человеческого. Исцелить прокаженного мог только Бог. А если Бог этого не делал, то, значит, у Него были на то свои причины, вина же полностью лежала на больном, потому что такое отношение к нему Бога указывало на какой-то тяжелый и непростительный грех.

Русский перевод Евангелия от Луки говорит о том, что ко Христу обратился «человек весь в проказе», но это не совсем точный перевод, правильнее было бы перевести «человек, полный проказы». Именно так, как полного проказы, видел этого больного апостол Лука. Так его воспринимали первые поколения христиан. Для них этот евангельский эпизод был крайне важным свидетельством того, что Христос исполнен Духа Святого и что при соприкосновении полноты святости и чистоты Христа с полнотой нечистоты прокаженного безусловную победу одерживает святость и чистота, она совершенно истребляет скверну, сама же она при этом не претерпевает никакого вреда.

tolpekina

Поделиться
Опубликовано
tolpekina

Последние записи

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Порой размышляя о том, что происходит вокруг…

27.04.2024

Лазарева суббота — один из самых скромных церковных праздников. Большинство прихожан стараются, в первую очередь, посетить богослужение следующего…

26.04.2024

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист. Интернет полон ответов на вопрос о том, как найти жену. Есть…

25.04.2024

Как бороться со злобой этого мира? И что делать, если нас окружают люди, которые хотят нам навредить?…

25.04.2024

Здравствуйте, дорогие радио слушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. «У каждого своя правда». Сегодня этому…

25.04.2024

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист. С точки зрения Священного Писания высшее благо человека состоит в хранении чистой совести,…

24.04.2024

This website uses cookies.