Москва - 100,9 FM
* Поделиться
Евангелие от Луки, Глава 5, стихи 1-11

01 Однажды, когда народ теснился к Нему, чтобы слышать слово Божие, а Он стоял у озера Геннисаретского,

02 увидел Он две лодки, стоящие на озере; а рыболовы, выйдя из них, вымывали сети.

03 Войдя в одну лодку, которая была Симонова, Он просил его отплыть несколько от берега и, сев, учил народ из лодки.

04 Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова.

05 Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть.

06 Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась.

07 И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть.

08 Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный.

09 Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных;

10 также и Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых, бывших товарищами Симону. И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков.

11 И, вытащив обе лодки на берег, оставили всё и последовали за Ним.

епископ Феоктист Игумнов Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Некоторые современные исследователи Нового Завета полагают, что этот евангельский эпизод в Евангелии от Луки находится не на своем месте, что чудесный улов рыбы был в евангельской истории лишь однажды — уже после Воскресения Христова. Отсюда, по мнению этих исследователей, вытекает реакция апостола Петра на пребывание рядом со Христом: он видит Его силу, видит Его власть и пронзительно ясно осознает, что ему, грешному человеку, не место рядом с Воплощенным Богом. Петру становится страшно от собственного несоответствия высоте и чистоте Бога.

Но, конечно, у древних авторитетных толкователей не было сомнений, что Евангелие рассказывает не два раза об одном и том же чудесном улове, а что речь идет о двух рыбалках, которые были в разное время и при разных обстоятельствах. Впрочем, символическое значение невероятно большого улова оба раза одно и то же: под этим образом толкователи понимают вхождение в Церковь Христову неисчислимо большого количества людей. Причем приходят люди в Церковь не под воздействием какого-либо человека, а по воле Божией. Апостолы, их преемники — епископы, священники, проповедники, миссионеры — лишь исполняют волю Христа, они действует не по своему усмотрению, они делают то, что повелевает им делать Христос. Если бы апостол Петр, будучи профессиональным рыбаком, не послушал призыв Христа отплыть подальше от берега и закинуть сети, если бы он действовал исходя лишь из своего опытного знания особенностей ловли рыбы в Геннисаретском озере, то не было бы никакого улова. Улов, который воспринимается нами как чудесный, стал возможен благодаря тому, что грешный человек Петр, несмотря на весь свой обоснованный скепсис, четко исполнил инструкции, которые ему дал Спаситель. С другой стороны, улов не был бы возможен, если бы не было Петра с его лодкой и его сетями.

В этой евангельской истории мы видим прекрасную иллюстрацию того, что на практике означает соработничество Бога и человека. Благодаря этому соработничеству стала возможна Церковь: Бог Сам по Одному Ему ведомым причинам избирает людей для осуществления евангельской миссии, но эта миссия бывает успешной лишь в том случае, если избранные поступают не по своей логике, если они пользуются не собственными представлениями об устройстве мира, а целиком и полностью полагаются на живое и действенное слово Христа, но при этом активно трудятся сами.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!