Москва - 100,9 FM
* Поделиться
Евангелие от Луки, Глава 4, стихи 1-15

01 Иисус, исполненный Духа Святаго, возвратился от Иордана и поведен был Духом в пустыню.

02 Там сорок дней Он был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал.

03 И сказал Ему диавол: если Ты Сын Божий, то вели этому камню сделаться хлебом.

04 Иисус сказал ему в ответ: написано, что не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом Божиим.

05 И, возведя Его на высокую гору, диавол показал Ему все царства вселенной во мгновение времени,

06 и сказал Ему диавол: Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее;

07 итак, если Ты поклонишься мне, то всё будет Твое.

08 Иисус сказал ему в ответ: отойди от Меня, сатана; написано: Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи.

09 И повел Его в Иерусалим, и поставил Его на крыле храма, и сказал Ему: если Ты Сын Божий, бросься отсюда вниз,

10 ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе сохранить Тебя;

11 и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею.

12 Иисус сказал ему в ответ: сказано: не искушай Господа Бога твоего.

13 И, окончив всё искушение, диавол отошел от Него до времени.

14 И возвратился Иисус в силе духа в Галилею; и разнеслась молва о Нем по всей окрестной стране.

15 Он учил в синагогах их, и от всех был прославляем.

Читает и комментирует священник Стефан Домусчи.

В сегодняшнем чтении мы слышим одну из самых известных евангельских историй, историю искушения Иисуса Христа в пустыне.

Иногда при чтении Священного Писания может показаться, что некоторые вещи Христос делает не потому, что они важны для Него Самого, но потому что хочет нечто проиллюстрировать, нечто показать нам. В таком случае, получается, что совершаемое только кажется для него трудным, ведь Он Бог и для него нет ничего невозможного. Особенно так казалось людям античной, языческой культуры, которые никак не могли себе представить, что Бог может соединиться с материальным миром и тем более по человечеству претерпевать в нем нечто. Неслучайно апостол Павел так и писал: распятие богочеловека Христа для эллинов безумие. И все же, христиане были готовы к тому, чтобы их считали безумцами. Для них было гораздо важнее верить в реальность воплощения, чем заботиться о своем собственном имидже. Они были уверены, что Бог не мог прийти к людям для того, чтобы разыграть перед ними спектакль. Напротив, Он пришел для того, чтобы разделить с ними все тяготы жизни и саму реальности смерти.

Итак, после крещения, как говорит евангелист Лука, Иисус был поведен Духом в пустыню. Уже эта фраза вызывает закономерный вопрос: разве как Богочеловек Христос не является самостоятельным субъектом, почему евангелист говорит, что Он ведется в пустыню Духом, почему не Сам решает куда Ему идти?

Отвечая на этот вопрос надо вспомнить, что Христос становится не просто человеком, Он становится Новым Адамом. Он во всем подобен нам, кроме греха. Греха, конечно, не только в самом простом и понятном смысле слова, как плохого поступка. Дело не только в этом. Во Христе нет и той склонности ко греху, которая есть в каждом из нас.

Бог в Нем настолько вполне становится человеком, что дает место человеческой воле и человеческому же действию. Как первозданный Адам Он свободен от внутреннего разлада и плена, но при этом берет на себя тяготы жизни падшего Адама, подчиняется законам нашего естества, чтобы быть рядом с нами. И если символом нашей жизни является непослушание, то Христос наоборот являет послушание во всем. Он идет в пустыню Сам, но в то же время, послушен в этом Духу Святому. Там Он берет на себя подвиг очень строго поста, не ест вообще ничего, но делает это потому, что в свое время Адам не находит в себе сил нести пост легкий, не есть только от одного дерева.

Далее, не просто демонстрируя для нас, но проявляя реальность своего человечества, после сорока дней строгого поста, Христос захотел есть и к Нему преступил лукавый, искушая Его. Сам по себе голод естественен для человека, как существа материального, но утолить его можно по-разному. Как это, так и последующие искушения были непосредственно связаны с природой человека. Так человеческое владычество в мире не только возможно, но и предписано Богом при сотворении человека. В то время как доверие к нему оказывается одной из главных добродетелей.

В итоге мы видим, что даже то, что является для человека естественным и важным, в злых руках может превратиться в искушение и соблазн, и только на путях Божиих, в послушании Ему может приносить добрые плоды.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!