Евангелие от Луки, Глава 1, стихи 5-25. Комментирует - Стефан Домусчи
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Луки, Глава 1, стихи 5-25

05 Во дни Ирода, царя Иудейского, был священник из Авиевой чреды, именем Захария, и жена его из рода Ааронова, имя ей Елисавета.

06 Оба они были праведны пред Богом, поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно.

07 У них не было детей, ибо Елисавета была неплодна, и оба были уже в летах преклонных.

08 Однажды, когда он в порядке своей чреды служил пред Богом,

09 по жребию, как обыкновенно было у священников, досталось ему войти в храм Господень для каждения,

10 а всё множество народа молилось вне во время каждения,-

11 тогда явился ему Ангел Господень, стоя по правую сторону жертвенника кадильного.

12 Захария, увидев его, смутился, и страх напал на него.

13 Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн;

14 и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются,

15 ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей;

16 и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их;

17 и предъидет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный.

18 И сказал Захария Ангелу: по чему я узнаю это? ибо я стар, и жена моя в летах преклонных.

19 Ангел сказал ему в ответ: я Гавриил, предстоящий пред Богом, и послан говорить с тобою и благовестить тебе сие;

20 и вот, ты будешь молчать и не будешь иметь возможности говорить до того дня, как это сбудется, за то, что ты не поверил словам моим, которые сбудутся в свое время.

21 Между тем народ ожидал Захарию и дивился, что он медлит в храме.

22 Он же, выйдя, не мог говорить к ним; и они поняли, что он видел видение в храме; и он объяснялся с ними знаками, и оставался нем.

23 А когда окончились дни службы его, возвратился в дом свой.

24 После сих дней зачала Елисавета, жена его, и таилась пять месяцев и говорила:

25 так сотворил мне Господь во дни сии, в которые призрел на меня, чтобы снять с меня поношение между людьми.

Читает и комментирует священник Стефан Домусчи.

В сегодняшнем чтении мы слышим историю о том, как зачатие и рождение Иоанна Крестителя было предсказано его отцу. Историю о сомнении и силе Божией, которая торжествует вопреки человеческой немощи.

Захария, отец Предтечи, был священником и много лет жил со своей женой Елисаветой в праведности и благочестии. При этом, как ни странно, они были бездетны. Современного читателя этот факт ничуть не удивляет. Что же тут странного, спросит он? Но дело в том, что для традиционного иудейского сознания это было просто чем-то немыслимым! Бесплодие осмыслялось в этой традиции как наказание за грехи, в то время как евангелист недвусмысленно пишет, что они были праведными и поступали по всем заповедям и уставам Господним, непорочно. Для кого-то это может стать примером очередной библейской непоследовательности, но на самом деле это пример того, что у Бога о каждом человеке свой промысел и он может торжествовать в его жизни вопреки чему бы то ни было.

Из вступления мы узнаем, что Захария как священник должен был в определенные дни приходить и служить в Иерусалимском храме. Однажды в эти дни ему выпал жребий совершать особое богослужение в той части храма, которая называлась Святая Святых. Уже здесь стоит остановиться и сказать, что выпавший жребий мог показаться случайностью для людей, но он совершенно не был случайностью для Бога, который вел Захарию к некоторому особенному религиозному опыту, опыту встречи.

Итак, Захарии, который совершает каждение, является ангел, от чего он переживает страх и смущение. Не бойся, — слышит священник, — ваши молитвы услышаны, Елисавета родит тебе сына, которого ты назовешь Иоанн. Описывая его сына пораженному Захарии, ангел говорит о нем как о великом пророке и фактически называет его предтечей, который будет готовить народ ко встрече с Господом.

Однако в ответ ангел, слышит не радость, но сомнение. Захария говорит: по чему, то есть по какому знаку, я это узнаю? Фактически он говорит вестнику Божиему: чем ты мне это докажешь? Собственно, доказательством оказывается его немота, которой он наказан за то, что не поверил. Вся эта история имеет явную параллель, которая может вызвать недоумение. Через некоторое время Гавриил, который являлся Захарии, явится Марии и откроет ей еще более поразительную весть — она станет матерью Сына Божьего. Можно вспомнить, что Мария в ответ на слова о зачатии так же выразила сомнение. Она сказала: как это будет, ведь я мужа не знаю. Отвечая Марии, Гавриил объясняет происходящее и никакого наказания за свое сомнение она не несет.

Почему же ответ на человеческое сомнение может быть таким разным? В чем причина?

На самом деле ответ очевиден. Мария беспокоилась о том, как именно это произойдет, но не сомневалась в том, что событие случится. В то же время, Захария сомневался в самом событии, как будто не помнил вовсе историю праотца Авраама и не верил во всемогущество Божие. И именно поэтому Мария, после встречи с благовестником, становится благовестницей сама, в то время как Захария лишается возможности говорить, потому что тот, кто сомневается в Боге говорить о нем не должен.

И все же сегодняшняя история ни в коем случае не про наказание. Она про надежду и любовь Божию, которая все покрывает. Рождением в Писании часто называется не только физический процесс появления на свет, но и процесс духовный. Многие люди, несмотря на старания, ощущают себя людьми духовно бесплодными. Наверное, такие мысли посещали каждого. Мы стараемся верить, но жить по-христиански у нас не всегда получатся. Сегодняшнее Евангелие обращено именно к нам. Услышав его и сопоставив путь Захарии и путь Марии, мы должны понять: возможно сомневаться в деталях пути по которому мы идем, но не стоит сомневаться в Боге, который нас любит и готов устроить нашу жизнь.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!