Евангелие от Луки, Глава 3, стихи 19-22. Комментирует - Стефан Домусчи
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Луки, Глава 3, стихи 19-22

19 Ирод же четвертовластник, обличаемый от него за Иродиаду, жену брата своего, и за всё, что сделал Ирод худого,

20 прибавил ко всему прочему и то, что заключил Иоанна в темницу.

21 Когда же крестился весь народ, и Иисус, крестившись, молился: отверзлось небо,

22 и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!

Читает и комментирует священник Стефан Домусчи.

Сегодняшнее чтение состоит из двух кратких историй. Первая — это окончание истории Иоанна, который крестил иудеев, подготавливая их к пришествию Мессии. Евангелист Лука приводит разные факты из его жизни и объясняет, как и за что тот попадает в темницу. Во второй же истории очень кратко описываются события крещения Христа, которое происходит еще в тот момент, когда Иоанн находится на свободе.

Итак, почитаемый большинством народа в качестве пророка Иоанн Креститель, конечно, обличал не только воинов и фарисеев. Ирод четвертовластник был не только местным правителем, которого поставили римляне, для Иоанна он был представителем власти, то есть тем, кто на виду у всех, тем о ком все говорят, и в итоге тем, с кого берут пример очень многие. Когда мы слышим слова Христа, который говорит: «не может укрыться светильник наверху горы» мы обычно понимаем их так: святой человек является примером для подражания, он светит всем людям. Но ведь на самом деле то же можно сказать о грешнике, только знак будет не положительный, а отрицательный. Грехи так же бывают примером для окружающих и чем значимее фигура человека в общественном пространстве, тем больше его авторитет, как в злых делах, так и в добрых, а соответственно больше и ответственность за поведение тех, на кого он влияет.

Все это прекрасно понимал Иоанн, остро ощущавший свою ответственность за нравственное состояние иудеев. Он пришел, чтобы призвать людей к покаянию и не мог молча смотреть на то, как их вводит в соблазн кто бы то ни было, пусть даже этот человек будет обличен властью. Именно поэтому он бесстрашно обличал Ирода четвертовластника, за то, что тот жил с женой своего родного брата, совершая по меркам иудеев очень тяжкий грех. Подчиняясь собственным страстям, а не закону Божьему, Ирод, конечно, не стал слушать эти обличения, но заключил Иоанна в темницу.

Но почему этот рассказ не остался частью чтения, которое посвящено Иоанну Предтече, для чего соединять его с рассказом о крещении?

Возможно, дело в том, что нам, слушателям сегодняшнего чтения важно понять, в каком мире будет проповедовать Христос.

Мы видим, как вместе с другими людьми Он молится и принимает крещение. Он умаляется в своем Божестве, для того чтобы во всем уподобиться людям. Во всем, кроме одного — непослушания Отцу. Как раз для того и приходит Он, чтобы своим послушанием исцелить то непослушание, которое мы все разделяем с Адамом. Когда Он выходит из вод Иорадана на Него сходит Дух Святой в виде голубя, птицы, которая еще со времен потопа символизирует мир с Богом и возвращение человека к нормальной, то есть правильной и праведной жизни. Вместе с этим слышен голос Отца, говорящего Иисусу: «Ты Сын Мой, в Котором Мое благоволение». Он желает спасения людей, и благоволит о том пути, который будет пройден Сыном.

Услышав только вторую историю, мы могли бы решить, что путь Иисуса Христа — это путь в силе и славе, путь от победы к победе. Однако зная из истории Иоанна о том, какова судьба правды и праведности в мире, мы понимаем, что путь Христа — это путь противостояния злу, путь, который ведет нас крест. И все же, Он вступает на него, как каждый из нас призван вступить на свой путь и нести свой крест... Путь этот очень сложный, но именно о нем благоволит Отец и только на того, кто решился по нему идти вместе со Христом, снисходит благодать Святого Духа.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!