Евангелие от Матфея, Глава 15, стихи 21-28. Комментирует - Стефан Домусчи
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Матфея, Глава 15, стихи 21-28

21 И, выйдя оттуда, Иисус удалился в страны Тирские и Сидонские.

22 И вот, женщина Хананеянка, выйдя из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется.

23 Но Он не отвечал ей ни слова. И ученики Его, приступив, просили Его: отпусти ее, потому что кричит за нами.

24 Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева.

25 А она, подойдя, кланялась Ему и говорила: Господи! помоги мне.

26 Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам.

27 Она сказала: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их.

28 Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час.

Читает и комментирует священник Стефан Домусчи.

Есть в Священном Писании, как Ветхого, так и Нового Завета некоторые отрывки, в которых Бог явным образом ждет от человека инициативы. Сегодняшнее чтение говорит именно об этом.

Интересно, что рассказ о хананеянке мы встречаем после того, как Христос поспорил с иерусалимскими фарисеями о том, как соотносятся закон Божий и предания старцев. Они обличили учеников христовых в несоблюдении общепринятых норм, в то время как Господь указал им на то, что они, соблюдая предания старцев, перестали соблюдать закон Божий. Например нашили для себя законный, как им казалось, способ пренебрегать родителями.

После этого спора, смущенные ученики спросили Его о том, как понимать такое отношение к преданиям. Христос в нескольких словах объясняет им разницу, а потом идет с ними в сторону городов Тира и Сидона, которые населялись не только иудеями, но и язычниками.

На пути их встречает женщина, которая формально является язычницей, почему и называется хананеянокой. На деле же ее мировоззрение оказывается сложнее, потому что, живя бок о бок с иудеями, она знала о том, что они верят в единого Бога и даже знала о том, что они ждут мессию. Именно поэтому, увидев Иисуса Христа, она обращается к нему со своей бедой, ведь дочь ее сильно беснуется.

Что же происходит дальше? Чего мы в первую очередь ждем от Христа? Ждем помощи, конечно! Тем более, что он и сам сказал: «просящему у тебя дай». Но в этой ситуации больше людей нуждающихся в помощи, чем нам может показаться. Первыми, кому незадолго до этой истории понадобилась помощь, были апостолы. Конечно, они не были больны, но ведь и помощь нужна не только тем, кто физически болен. Иногда незнание правильного пути может привести к очень плохим последствиям, как духовным, так и физическим.

Что же не так было с апостолами? Совсем недавно они вслед за Христом нарушили один фарисейский обычай, и как люди простые и не очень дерзновенные, на самом деле по этому поводу переживали. Христос в разговоре с ними называет фарисеев слепыми вождями слепых людей, но одно дело сказать, что они неправы и другое сделать так, чтобы апостолы на своем опыте убедились, что некоторые обычаи и предания не просто ошибочны, но духовно вредны. И если рассматривать фарисейские обычаи с этой точки зрения, можно будет понять, что самым плохим обычаем, который буквально противоречил замыслу Божьему об иудеях, был обычай не общаться с язычниками. Этого не было в законе, но это было принято благочестивыми людьми. Принято несмотря на то, что противоречило мессианской задаче, которая стояла перед ними, о которой им напоминали пророки. Уйти от подобных стереотипов было нелегко, потому что не общаться с теми, кто верит в ложных богов, кто участвует в их нечистых ритуалах, казалось чем-то вполне благочестивым и понятным.

И вот Христос приводит учеников в то место, где живут язычники. Он идет и слышит, как женщина говорит ему о бесноватой дочери... Но Он не отвечает, оставив решение этого вопроса на совести учеников. И как мы видим, они поступают правильно.

Итак, в сегодняшнем чтении мы слышим о двух исцелениях. Первое — это исцеление совести апостолов, которые пошли против того, что казалось благочестивым обычаем, но на деле было нарушением воли Божией. Ради любви они переступают религиозные и этнические границы и просят учителя снизойти к просьбам матери. Спаситель, несомненно, это делает, но теперь его ученики понимают, любую традицию, насколько бы благочестивой она не выглядела необходимо оценивать с точки зрения ее соответствия воле Божией и любви к ближнему.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!