Москва - 100,9 FM
* Поделиться
Евангелие от Матфея, Глава 16, стихи 13-18

13 Придя же в страны Кесарии Филипповой, Иисус спрашивал учеников Своих: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого?

14 Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков.

15 Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня?

16 Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты - Христос, Сын Бога живаго.

17 Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах;

18 и Я говорю тебе: ты - Петр*, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее;

Читает и комментирует священник Антоний Борисов.

Античная поговорка гласила — «все дороги ведут в Рим». Смысл этой фразы был абсолютно понятен для жителя Римской империи. Рим, как столица, концентрировал в себе политическую власть, экономическое благополучие, культурную жизнь. А потому являлся центром притяжения для многих людей. Прошли века. И Рим из столицы языческого государства превратился в духовный центр для христианского сообщества под названием Римско-Католическая церковь. Католики придали вечному городу особое значение потому, что здесь жил, проповедовал и пострадал апостол Петр, которого они почитают как первого римского папу. Данное католическое предание строится на евангельском отрывке, который мы с вами только что слышали.

Христос, находившийся с учениками в пустынном месте (где-то рядом с городом Кесария Филиппова), начинает спрашивать их — за кого Его почитают люди. Апостолы поочередно отвечают: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков. После этого Господь Иисус спрашивает их самих — а вы за кого почитаете Меня? И тогда от лица всей общины учеников отвечает Петр: Ты — Христос, Сын Бога живаго. Спаситель в ответ на это восклицание произносит: ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее.

Образ Петра как камня и основания Церкви прочно вошел в умы западных христиан. На основании этого образа и возникло папство как таковое — учение о единоличном лидерстве и абсолютной власти. Власти сродни Божественной. Ведь папа — наместник Христа на земле. Но что же на данный счет могут сказать православные христиане? Неужели мы будем отрицать вроде бы очевидное место из Священного Писания. На самом деле, не такое оно уж и очевидное. Все, без исключения, святые отцы древности (в том числе и западные) утверждают, что Христос хвалит не столько Петра, сколько его горячую веру. И ее он называет камнем, на котором и из которого созидается Церковь. Основанием же её является Сам Христос.

Православию вообще не свойственно возвеличивать единоличную власть. Не зря наша Церковь именуется соборной, что означает одновременно и полноту благодати, и стремление наиболее важные решения принимать вместе — собором. В тех же случаях, когда явным становится стремление кого-либо взять в руки единоличную власть, вспоминаются слова апостола Иоанна Богослова: «дети! вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов». В данном случае речь идет не только об антихристе, злобном правителе последних времен, но и о более мелких персонажах. Слово антихрист переводится на русский язык как «вместо Христа». Тот, кто пытается объявить себя хозяином в Церкви, стремится вершить судьбы иных людей, лишает их свободы выбора, сам делает себя антихристом. Апостол Петр на протяжении своей жизни всячески дистанцировался от подобного поведения. Последуем его примеру и мы, чтобы избежать нам печальной участи жертвы греха властолюбия.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!