Евангелие от Марка, Глава 7, стихи 14-24. Комментирует - Антоний Борисов
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Марка, Глава 7, стихи 14-24

14 И, призвав весь народ, говорил им: слушайте Меня все и разумейте:

15 ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет человека.

16 Если кто имеет уши слышать, да слышит!

17 И когда Он от народа вошел в дом, ученики Его спросили Его о притче.

18 Он сказал им: неужели и вы так непонятливы? Неужели не разумеете, что ничто, извне входящее в человека, не может осквернить его?

19 Потому что не в сердце его входит, а в чрево, и выходит вон, чем очищается всякая пища.

20 Далее сказал: исходящее из человека оскверняет человека.

21 Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства,

22 кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство,-

23 всё это зло извнутрь исходит и оскверняет человека.

24 И, отправившись оттуда, пришел в пределы Тирские и Сидонские; и, войдя в дом, не хотел, чтобы кто узнал; но не мог утаиться.

Читает и комментирует священник Антоний Борисов.

Деятели искусства, как известно, часто имеют причуды, связанные, в том числе, с отношением к чистоте. Одни не ставят её ни во что, другие, наоборот, соблюдают её самым тщательным образом. Среди известных русских литераторов можно найти диаметрально противоположные примеры того, как можно относиться к вопросам гигиены. Одним из самых неряшливых наших классиков был баснописец Иван Андреевич Крылов. Крылов терпеть не мог менять одежду, мыться и причесываться. Подобный образ жизни сделал поэта похожим на большого и заросшего медведя. Однажды Крылов собирался на бал-маскарад и спрашивал у знакомых, какой костюм ему выбрать. Те, смеясь, отвечали — Иван Андреевич, а вы помойтесь и причешитесь, тогда вас и не узнает никто. Совершенно иной пример отношения к чистоте мы находим в лице Антона Павловича Чехова. В комнате его была удивительная чистота. Несмотря на проблемы со здоровьем, писатель ни малейшей поблажки не давал себе в одежде. Решив как-то отправиться в гости к Толстому, Чехов целый час выбирал себе одежду, проверяя её на предмет чистоты и выглаженности. При разном отношении к чистоте Крылов и Чехов были известны добротой и отзывчивостью.

В сегодняшнем евангельском чтении речь также идет о чистоте. Но не просто о соблюдении правил гигиены, а о ритуальной чистоте, которой во времена Христа дорожили знатоки закона. Ко времени Рождества Спасителя в Израиле сложилась целая система религиозных омовений. Считалось, что поскольку в быту (на улице, на базаре) израильтянин постоянно мог соприкасаться с нечистыми предметами или людьми (например, грешниками или язычниками), приходя в свой дом, он должен был совершить обряд омовения. Иначе иудей не мог произнести молитву — ничто нечистое не могло находиться в контакте с Богом. Но речь шла именно о физической, а не о духовной чистоте. Омовение следовало совершать по строго предписанным правилам, к которым приучали с детства, так что эти омовения были привычно-машинальными. Правила обрядовой чистоты, тем не менее, были в глазах фарисеев и книжников чрезвычайно серьезными. Одного раввина, забывшего однажды омыть руки, похоронили как отлученного от синагоги. Другой раввин, посаженный в тюрьму римлянами, использовал питьевую воду для омовения рук и, в конце концов, едва не умер от жажды. Ритуалы, обряды и правила противники Христа считали сущностью служения Богу.

Спаситель не был противником обрядов и норм закона. Но Его возмущало то, как внешние и в общем-то второстепенные вещи подменяют собой главное. Стремясь исполнить многочисленные предписания раввинов, современные Христу иудеи подчас забывали творить дела любви. А именно их Спаситель называет истинной формой служения Богу. Господь Иисус переносит рассуждения о чистоте из сферы бытовой в сферу духовную и говорит, что не еда или вещи способны осквернить человека. А его слова, чувства, поступки. Безусловно, внутреннее выражается всегда через внешнее. Но, к сожалению, иногда получается так, что мы путаем цель и средства. Пост, молитва, воздержание, внешняя чистота — всего лишь средства для того, чтобы наши сердца познали покаяние и настроились на милосердие. Тот, кто пытается заменить это внутреннее содержание внешними вещами (пусть и очень благочестивыми) — сам лишает себя Царства Божия. Царства, жителями которого смогут стать только чистые — чистые сердцем.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!