Евангелие от Марка, Глава 7, стихи 5-16. Комментирует - Антоний Борисов
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Марка, Глава 7, стихи 5-16

05 Потом спрашивают Его фарисеи и книжники: зачем ученики Твои не поступают по преданию старцев, но неумытыми руками едят хлеб?

06 Он сказал им в ответ: хорошо пророчествовал о вас, лицемерах, Исаия, как написано: люди сии чтут Меня устами, сердце же их далеко отстоит от Меня,

07 но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим.

08 Ибо вы, оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого, омовения кружек и чаш, и делаете многое другое, сему подобное.

09 И сказал им: хорошо ли, что вы отменяете заповедь Божию, чтобы соблюсти свое предание?

10 Ибо Моисей сказал: почитай отца своего и мать свою; и: злословящий отца или мать смертью да умрет.

11 А вы говорите: кто скажет отцу или матери: корван, то есть дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался,

12 тому вы уже попускаете ничего не делать для отца своего или матери своей,

13 устраняя слово Божие преданием вашим, которое вы установили; и делаете многое сему подобное.

14 И, призвав весь народ, говорил им: слушайте Меня все и разумейте:

15 ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет человека.

16 Если кто имеет уши слышать, да слышит!

Читает и комментирует священник Антоний Борисов.

Быть или казаться? Ответить на этот вопрос бывает нелегко. При всем достоинстве глагола быть нам подчас так хочется казаться — успешным, счастливым, духовным. Искушению выглядеть в глазах других лучше, чем на самом деле, поддается главный герой романа Патриции Хайсмит «Талантливый мистер Рипли» — Том Рипли. Сирота, воспитанный нелюбимой тетей, он всеми силами стремится войти в высший свет общества. Познакомившись с наследником богатого семейства, своим ровесником, Рипли убивает его, а затем занимает его место в жизни. Молодые люди внешне похожи, а Том так ловко умеет притворяться. Благодаря счастливому стечению обстоятельств полиция и родственники погибшего не видят в Рипли убийцы. А тот получает возможность прикарманить не только чужую личность, но и деньги. Богатство, однако, не приносит Тому счастья. Везде ему по-прежнему видятся сыщики, друзей завести Тому страшно — ведь они могут ненароком выведать его ужасную тайну.

В сегодняшнем евангельском чтении речь также идет о дилемме «быть или казаться». В очередной раз противники Христа обрушивается с Него с критикой. Правда, не напрямую, а через учеников. Что тоже было серьезно. Ведь если ученики ведут себя недостойно, значит — плох их учитель. Так вот. Апостолов обвиняют в том, что они принимают пищу, не умыв предварительно рук. Ученики Спасителя в большинстве своем были родом из Галилеи. Тамошние жители не слишком разбирались в тонкостях столичного этикета. Апостолы, безусловно, не были грязнулями. Суть претензий не сводилась к правилам гигиены. Речь шла о религиозном обряде. Только благодаря частым омовениям, с точки зрения фарисеев, иудей мог в течение дня с молитвой обращаться к Богу. Христос в подобном укладе видит одно большое лицемерие, которое проявляет себя сразу в нескольких вещах. Первая — это то, что практика частых омовений не имеет отношение непосредственно к закону Моисея. Её ввели знатоки иудейской религии, составившие так называемое «предание старцев», которое по факту затмило собой истинный смысл закона. Вторая вещь, которую критикует Христос, состояла в том, что обычаи и обряды подчас использовались многими Его современниками для маскировки самых постыдных поступков. Как, например, отказ от заботы о родителях. Иудей мог объявить своё имущество «священным», то есть посвященным храму, и отказать, таким образом, престарелым родителям в материальной помощи. Христос называет Своих критиков лицемерами. Слово «лицемер» в русском языке близко по смыслу к понятию «обманщик». В греческом языке же стоит слово «актер», то есть тот, кто играет на публику. Противники Спасителя не были двуличными лжецами, большинство из них составляли искренне верующие, честные люди. Но весь их духовный подвиг губило желание нравиться окружающим. Между быть и казаться они явно выбирали последнее. Какой же вывод мы можем сделать? Вывод этот будет звучать, как кажется, так. Не следует играть какие-то роли ни перед людьми, ни перед Богом. Рано или поздно наше настоящее «я» всё равно покажет себя. Господь хочет, чтобы мы были цельными, честными и скромными. Теми, кто между быть и казаться выберут первое, найдут мир и спокойствие в Боге, то есть обретут себя.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!