Евангелие от Матфея, Глава 22, стихи 35-46
Есть люди, которые очень любят спорить. О чем угодно. Что появилось раньше — курица или яйцо? Кто красивее — собака или кошка? Сколько ангелов помещается на конце иглы? Чемпионами по спорам, безусловно, являются древние софисты. Они точно были мастерами в деле, как запутать собеседника, заставить его засомневаться или вовсе лишить дискуссию предмета для обсуждения. Софисты настолько хитро управлялись с аргументами, что вступать с ними в диалог оказывалось дело опасным. Можно было запросто прослыть глупцом. В прозвучавшем евангельском чтении мы сталкиваемся с поведением, очень напоминающим поступки древних софистов. Мы оказываемся свидетелями последней попытки противников Христа уличить Его в ереси. Начало эпизода, правда, осталось за границами прочитанного отрывка. Сначала к Спасителю подходят фарисеи и спрашивают — можно ли платить налоги в казну Римской империи? Так Христа хотят показать либо революционером, либо непатриотом. В ответ ошеломленные фарисеи слышат: «Отдавайте Богу Божие, а кесарю кесарево». Затем к Господу Иисусу подходят саддукеи, не верившие в жизнь вечную. Они спрашивают — если у одной женщины было поочередно семеро мужей, кому она будет женой на том свете? И вновь мудрость Христа побеждает: «в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах». Наконец, настал час законников — знатоков религиозных постановлений и обычаев. Законники спорили друг с другом — какая заповедь важнее всех остальных? Дискуссии о важных и неважных заповедях в иудаизме велись постоянно. Одни стремились расширить закон до сотен и даже тысяч правил и норм, другие — свести весь закон к одному краткому наставлению. Христос вновь поражает народ Своей мудростью: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим ... возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки». Ответив на искусительные вопросы, Спаситель решает Сам обратиться к Своим противникам. Он спрашивает их: «что вы думаете о Христе? Чей Он Сын?» Фарисеи отвечают: «Он сын Давида». Так они хотят ускользнуть от прямого ответа. Они не желают признать Иисуса Сыном Божиим — иначе как они объяснят, почему препятствуют Ему? Не могут фарисеи сказать, что Христос — сын человеческий, наследник Иосифа. Простой народ тогда отвернется от них. Ведь Спаситель совершил к тому времени множество чудес. Всем было понятно — Иисус не простой человек. Потому и звучит лукавый ответ: «Христос — Сын Давидов». Спаситель тогда приводит слова из псалма 109го и спрашивает: «если Давид называет Христа Господом, как же Он сын ему?» Поражение иудейских вождей было очевидным.
Прозвучавшее евангельское чтение напоминает нам об одной очень важной вещи. Мы часто горячо просим Христа о помощи, задаем Ему вопросы, ждем от Него ответов. Но иногда Господь может обратиться к нам и уточнить — а кем Он является для нас? За Кого мы Его почитаем? Христос не терпит фальши и двусмысленностей. А еще Он не любит, чтобы Его считали просто исполнителем желаний. Мы либо принимаем Иисуса как Сына Божьего, нашего Спасителя, и строим жизнь в соответствии с Его заповедями. Либо перестаем имитировать духовность — сегодня просить Христа о помощи, а завтра Его не замечать. Такое лукавство до добра не доводит. Будем искренны перед Христом, станем ценить Его участие в нашей жизни. Чтобы не быть нам похожими на тех, для кого духовная жизнь сводится к суевериям и ненужным дискуссиям.