Москва - 100,9 FM
* Поделиться
Евангелие от Марка, Глава 6, стихи 45-53

45 И тотчас понудил учеников Своих войти в лодку и отправиться вперед на другую сторону к Вифсаиде, пока Он отпустит народ.

46 И, отпустив их, пошел на гору помолиться.

47 Вечером лодка была посреди моря, а Он один на земле.

48 И увидел их бедствующих в плавании, потому что ветер им был противный; около же четвертой стражи ночи подошел к ним, идя по морю, и хотел миновать их.

49 Они, увидев Его идущего по морю, подумали, что это призрак, и вскричали.

50 Ибо все видели Его и испугались. И тотчас заговорил с ними и сказал им: ободритесь; это Я, не бойтесь.

51 И вошел к ним в лодку, и ветер утих. И они чрезвычайно изумлялись в себе и дивились,

52 ибо не вразумились чудом над хлебами, потому что сердце их было окаменено.

53 И, переправившись, прибыли в землю Геннисаретскую и пристали к берегу.

епископ Феоктист Игумнов Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Церковная традиция говорит, что апостол Марк, который не принадлежал к числу двенадцати апостолов, записал Евангелие со слов апостола Петра. Марк не мог быть свидетелем абсолютного большинства тех событий, которые описаны им в Евангелии, а Петр видел все это лично.

Для современного читателя довольно непросто принять доверчивость апостола Марка. Ну как, к примеру, можно поверить в хождение по воде? Ведь это противоречит законам физики и не встречается в окружающем нас мире. Читая об этом, мы не можем не задаваться вопросом о том, как такое возможно. Этим мы отличаемся от тех людей, которые жили две тысячи лет назад. Тогда пешее перемещение по воде тоже не было нормативным. Именно поэтому апостолы испугались и удивились, когда увидели Христа, «идущего по морю», они решили, «что это призрак». Но люди той эпохи не интересовались теоретической возможностью чуда, их волновал другой вопрос: что оно значит?

Апостол Марк, который слушал рассказ апостола Петра, тоже не спрашивал о физическом аспекте хождения по водам, его также интересовал смысл хождения. По этой причине в Евангелии, как и вообще в Священном Писании, нет ответов касательно физической подоплеки чудес, но есть размышления об их значении.

Конечно, нам, тем людям, которые привыкли ставить перед собой другие вопросы, бывает довольно непросто сосредоточиться на смысле евангельского повествования, а не уходить в напряженные размышления о достоверности рассказов апостолов. Многим проще всего прийти к мысли, что евангельский рассказ — плод фантазии или же откровенная ложь. Но если бы это было так, то он был бы подвергнут критике еще при жизни первого поколения христиан, но этого не произошло. Критике были подвергнуты другие тексты того времени, так называемые апокрифы, по этой причине они не вошли в состав Нового Завета. К апокрифам, в отличие от текстов Нового Завета, в Древней Церкви не было доверия. Евангелие от Марка — достоверно, но оно не про физику, оно про смысл.

Именно о смысле хождения Христа по воде и пишет апостол Марк, передавая слова Христа, которые Он сказал ученикам, когда приблизился к их лодке: «ободритесь; это Я, не бойтесь». За кратким словосочетанием, переданным в русском переводе как «это Я», стоит трансформированное Имя Божие. Апостолы не могли этого не знать и не понять. Бог — всегда рядом с человеком. Да, Он далеко не всегда приходит на помощь таким образом, которым нам бы хотелось. Но Его медлительность или же Его молчание вовсе не означают, что Он не слышит. Именно такой смысл вкладывает в свой рассказ апостол Марк, а чтобы усилить мысль, апостол делает важную ремарку, он пишет, что Христовы ученики «чрезвычайно изумлялись в себе и дивились, ибо не вразумились чудом над хлебами, потому что сердце их было окаменено». Сердечное окаменение — причина, по которой человек не способен ощущать всегдашнюю близость Бога, это то, с чем своим рассказом о чудесном хождении Христа по воде призывает нас бороться апостол и евангелист Марк.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!