Евангелие от Марка, Глава 6, стихи 14-30
14 Царь Ирод, услышав об Иисусе (ибо имя Его стало гласно), говорил: это Иоанн Креститель воскрес из мертвых, и потому чудеса делаются им.
15 Другие говорили: это Илия, а иные говорили: это пророк, или как один из пророков.
16 Ирод же, услышав, сказал: это Иоанн, которого я обезглавил; он воскрес из мертвых.
17 Ибо сей Ирод, послав, взял Иоанна и заключил его в темницу за Иродиаду, жену Филиппа, брата своего, потому что женился на ней.
18 Ибо Иоанн говорил Ироду: не должно тебе иметь жену брата твоего.
19 Иродиада же, злобясь на него, желала убить его; но не могла.
20 Ибо Ирод боялся Иоанна, зная, что он муж праведный и святой, и берёг его; многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его.
21 Настал удобный день, когда Ирод, по случаю дня рождения своего, делал пир вельможам своим, тысяченачальникам и старейшинам Галилейским,-
22 дочь Иродиады вошла, плясала и угодила Ироду и возлежавшим с ним; царь сказал девице: проси у меня, чего хочешь, и дам тебе;
23 и клялся ей: чего ни попросишь у меня, дам тебе, даже до половины моего царства.
24 Она вышла и спросила у матери своей: чего просить? Та отвечала: головы Иоанна Крестителя.
25 И она тотчас пошла с поспешностью к царю и просила, говоря: хочу, чтобы ты дал мне теперь же на блюде голову Иоанна Крестителя.
26 Царь опечалился, но ради клятвы и возлежавших с ним не захотел отказать ей.
27 И тотчас, послав оруженосца, царь повелел принести голову его.
28 Он пошел, отсек ему голову в темнице, и принес голову его на блюде, и отдал ее девице, а девица отдала ее матери своей.
29 Ученики его, услышав, пришли и взяли тело его, и положили его во гробе.
30 И собрались Апостолы к Иисусу и рассказали Ему всё, и что сделали, и чему научили.
Сегодня мы услышали рассказ об одном из самых подлых и отвратительных преступлений против праведника, которые знает священная история. В этой ситуации вроде бы все понятно. Есть Божий пророк, Иоанн, который возвещает истину. Есть коварная Иродиада и малодушный Ирод, которые его убивают. Очень простая ситуация, скажем мы. Однако, если присмотреться внимательней, откроются интересные детали.
Иудейский историк Иосиф Флавий приводит некоторые свидетельства об Иродиаде. После описанных в Евангелии событий Ирод впал в немилость у императора Калигулы. Тот решил отправить его в ссылку в Галлию. Однако Иродиада пользовалась при римском дворе определенным авторитетом. Император оказал ей знак милости, предложил остаться при дворе, взамен она должна была отказаться от мужа. Вот что он услышал в ответ: «Ты, о император, действительно поступаешь величественно, как тебе и подобает, предлагая мне все это, но любовь, которую я питаю к моему мужу, мешает мне воспользоваться твоим благосклонным даром, ибо будет несправедливо, если я, бывшая рядом с ним во времена его процветания, брошу его в несчастье». В результате она разделила участь Ирода. Разделила с ним все тяготы и скорби ссылки и умерла там в безвестности. Вот как так получается? Та женщина, которую мы считаем безнравственной и коварной, совершила такой мужественный и благородный поступок!
Дело в том, что история всегда намного богаче, чем рассказ о ней. И те люди, которые принимали участия в евангельских событиях и противостояли Христу, апостолам и другим праведникам не были стопроцентными злодеями как это бывает в сказках. Они были такими же, как и мы. Настоящими, то есть, сложными. В них парадоксальным образом уживалось плохое вместе с хорошим, низкое вместе благородное. Вся проблема и трагедия заключались в том, что среди множества голосов, которые звучали в их душе, они не умели распознавать тот единственный истинный голос, который принадлежал Богу, а потому в итоге и совершали преступление против Его пророков и против Него Самого.
Для нас это должно послужить важным уроком. Ведь если мы внимательно приглядимся к себе, то увидим, что и в нашей душе постоянно звучат различные голоса, живут различные желания, впечатления и помыслы. Если мы не хотим запутаться в них и в результате уподобиться тем, кто присутствовал во дворце Ирода во время того злосчастного пира, на котором убили пророка, нам принципиально важно научиться отличать, какие из них ложны и являются голосом наших страстей, а какие исходят от Бога. Более того, при помощи исполнения Евангельских заповедей, участия в церковных таинствах, при помощи личной молитвы, нам необходимо добиться того, чтобы именно один этот голос и звучал в нашей душе. Как он звучал в душе Иоанна Крестителя, которого Евангелие так и называет: «Голос вопиющего в пустыне».