Москва - 100,9 FM
* Поделиться
Евангелие от Марка, Глава 3, стихи 13-19

13 Потом взошел на гору и позвал к Себе, кого Сам хотел; и пришли к Нему.

14 И поставил из них двенадцать, чтобы с Ним были и чтобы посылать их на проповедь,

15 и чтобы они имели власть исцелять от болезней и изгонять бесов;

16 поставил Симона, нарекши ему имя Петр,

17 Иакова Зеведеева и Иоанна, брата Иакова, нарекши им имена Воанергес, то есть "сыны громовы",

18 Андрея, Филиппа, Варфоломея, Матфея, Фому, Иакова Алфеева, Фаддея, Симона Кананита

19 и Иуду Искариотского, который и предал Его.

Читает и комментирует священник Стефан Домусчи.

В сегодняшнем чтении мы слышим рассказ об избрании апостолов. После ярости фарисеев, которые возмущены нарушением субботы, после проповеди перед многолюдной толпой, большой настолько, что Христу приходится проповедовать из лодки, Он идет на гору и зовет за собой всего двенадцать человек. Евангелист уточняет, что Он делает это сам, то есть апостолы не добровольцы, которые вызвались, и не первые попавшиеся под руку, стоявшие с краю. Некоторые из них уже были знакомы с Ним, о чем мы знем из других Евангелий, а кто-то, вероятно, был из только что пришедших… Мы не знаем этого, но Евангелист Марк говорит, что Христос «позвал к Себе тех, кого Сам хотел». Интересно при этом, что для поставления в апостольство Он не просто отводит их в сторону, но возводит их на гору. Это совершенно не случайно. Во многих культурах гора — это особенное место. Ветхий Завет заключается у горы и еврейский народ берет на себя миссию быть провозвестником воли Божией в мире. Он состоял из двенадцати колен и Христос избирает себе двенадцать учеников. Они призваны стать Его посланниками к народу, который должен вспомнить о своем забытом призвании. Уже после смерти и воскресения Христа, поручение, которое им дано, изменится. Они будут призваны идти по всему миру и обращаться ко всем людям.

Но кто же они? Можем ли мы к ним присмотреться? Не к каждому по отдельности, а вместе, так как они показаны в сегодняшнем чтении. Пожалуй, самое важное, что необходимо отметить, список апостолов включает в себя самых разных людей, что видно даже из их имен. Так, одних Христос называет по-своему. Обычно так происходит, если называющий хочет отметить какую-то особую черту человека. Симон, который называется Петром тверд в своих намерениях, Иоанн и Иаков очень горячи в вере и даже вспыльчивы. Еще один Симон называется канонитом, то есть ревнителем. Может быть это так в силу благочестивой жизни, а может быть, потому что принадлежит к одноименной партии, которая существовала в израильском обществе. У некоторых к имени присоединяется отчество, а кто-то вообще упомянут без каких-либо уточнений. Все это в первую очередь говорит о том, что перед нами не собрание особенно талантливых проповедников, самых твердых в вере, самых горячих, самых образованных… Христос собирает разных людей: с одной стороны, выдающихся, с другой, ничем не примечательных. Он делает это, чтобы показать, что сила Божия совершается в самых разных людях, что Он не пренебрегает даже тем, кто в последствии Его предает. Список начинается с Петра и заканчивается Иудой.

Несомненно, все апостолы исторические личности, но кроме того, они являют собой собирательный образ учеников. Среди них есть совсем простые или близкие знакомые первосвященника, есть очень благочестивые, но есть и бывшие мытари. Всех их Господь собирает для подвига, для того, чтобы они стали Его учениками.

Конечно, это относится не только к апостолам, но к всем ученикам и во все времена. Приходя в храм, мы видим в нем очень разных людей. В этом смысле община апостолов является для нас замечательным примером. Слушая перечисление их имен, мы понимаем, что для того, чтобы пойти за Христом, не обязательно обладать какими-то уникальными способностями или чертами характера, важна лишь решимость ответить на Его призыв.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!