Евангелие от Марка, Глава 3, стихи 6-12. Комментирует - Стефан Домусчи
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Марка, Глава 3, стихи 6-12

06 Фарисеи, выйдя, немедленно составили с иродианами совещание против Него, как бы погубить Его.

07 Но Иисус с учениками Своими удалился к морю; и за Ним последовало множество народа из Галилеи, Иудеи,

08 Иерусалима, Идумеи и из-за Иордана. И живущие в окрестностях Тира и Сидона, услышав, что Он делал, шли к Нему в великом множестве.

09 И сказал ученикам Своим, чтобы готова была для Него лодка по причине многолюдства, дабы не теснили Его.

10 Ибо многих Он исцелил, так что имевшие язвы бросались к Нему, чтобы коснуться Его.

11 И духи нечистые, когда видели Его, падали пред Ним и кричали: Ты Сын Божий.

12 Но Он строго запрещал им, чтобы не делали Его известным.

Читает и комментирует священник Стефан Домусчи.

Когда-то в конце X века на территории современной Англии произошла битва между местным населением и викингами, которые стремились завоевать новые земли. Условия битвы были таковы, что местные войны имели удивительное преимущество. Нападающие были заперты на небольшом острове и достаточно было трех войнов, чтобы дать им отпор. Однако предводитель оборонявшихся решил, что использовать преимущество для героя и война недопустимо. Он позволил всем противникам выйти на поле боя и, ожидаемо, проиграл сражение. Он умер, но умер героем. Для него важна не столько его собственная судьба, сколько память о нем в веках.

В сегодняшнем чтении мы слышим историю о том, как фарисеи, разъяренные тем, что Христос исцелил человека в субботу и публично обвинил их в жестокосердии, выходят из синагоги и идут на сговор с иродианами, желая Его погубить. Собственно, такое их поведение вполне ожидаемо, ведь Он для них нарушитель закона, человек который дерзает попирать заповеди Божии и идти против Моисея. Но что делает Христос? Как Он ведет себя в этой ситуации?

Евангелие говорит, что Он уходит к морю проповедовать, то есть фактически избегает расправы. Христос не геройствует и не обостряет конфликта. И если бы человек светский сравнивал Его поступок с поступком воина, который сражался с викингами, он, вероятно, решил бы, что Он смалодушничал.

Однако, Церковь читает Священное Писание как целостный текст. Христос не герой романа, характер которого изменяется, закаляясь под давлением обстоятельств. Он таков, каков Он есть на протяжении всей своей жизни. И, если мы знаем, что на пути Христа будет крестная смерть, которую Он принимет открыто и свободно, значит ко кресту Он был готов с самого начала. А раз это так, значит Он уходит от фарисеев и иеродиан не потому, что Ему не хватает мужества или смелости… Тем более, что Он не прячется, но идет проповедовать! Он уходит, потому что время страданий еще не пришло, не в этом пока для Него заключается воля Отца Небесного! Перед нами главное отличие любого мирского геройства от подлинно христианского отношения к испытаниям. Его смысл в том, чтобы сделать своим ориентиром не людскую славу или похвалу, не принципы, которые меняются от эпохи к эпохе, но волю Божию, которая открыта нам в заповедях. Для Иисуса эта воля в том, что Он должен проповедовать, чтобы люди увидели в Нем Христа, Помазанника. Он приходит к озеру, но из-за того, что на берегу многолюдно — отплывает на лодке от берега, чтобы проповедовать. К нему тянутся руки больных и, казалось бы, Он должен остаться, чтобы все имели возможность исцелиться, но главным для него оказывается проповедь. Впрочем, проповедь не всякая. Он говорит о наступлении Царства, но практически не говорит о Себе. Как мы видим Он запрещает свидетельствовать бесам, которых изгоняет из людей. Запрещает не только потому, что проповедь исходит от лукавых, но и потому что до времени, Его богосыновство не должно быть известно. Иудеи должны сначала усвоить идею, суть того, что Он говорит, а не пленяться Его внешним обликом, Его властью и силой.

Когда люди становятся христианами, им может казаться, что верность Богу — это, в первую очередь, их свидетельство перед другими. Они чувствуют себя исповедниками, когда публично крестятся на храм, когда вступают в споры и даже, когда демонстративно пренебрегают безопасностью, ссылаясь на доверие Богу. В сегодняшнем чтении мы видим, что Христос не геройствует, но стремится исполнять волю Отца, которая может быть для нас очень разной, не связанной с внешними победами… Волю, которая всегда стремится к пользе и открыта нам в заповедях. Когда человек говорит, что он не боится болезней или любых жизненных невзгод, потому что доверяет Богу. В своих глазах он может выглядеть исповедником и героем, но он не должен забывать, что Бог ждет от нас другого. Не столько жертвы, сколько милости, не геройства и внешних побед, но трезвенности и любви.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!