Евангелие от Матфея, Глава 19, стихи 16-26. Комментирует - Стефан Домусчи
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Матфея, Глава 19, стихи 16-26

16 И вот, некто, подойдя, сказал Ему: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?

17 Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди.

18 Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй;

19 почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя.

20 Юноша говорит Ему: всё это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне?

21 Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною.

22 Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение.

23 Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное;

24 и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие.

25 Услышав это, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись?

26 А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же всё возможно.

Читает и комментирует священник Стефан Домусчи.

Моему знакомому однажды стало плохо с сердцем. Уже после приступа он говорил, что главным чувством, которое его охватило, был страх. Причем не просто страх смерти, что было бы вполне обычно. Он сформулировал это так: «Падаю, а сам понимаю, что в рай не попадаю». Сразу уточню: сейчас он жив и здоров и по большому счету продолжает ту же жизнь, от которой его посетили подобные мысли. Это произошло давно, но мне до сих пор памятно его беспокойство, потому что оно очень симптоматично. Резкий кризис жизни, как нагрянувший Страшный суд высветил проблему настолько ярко, что ее невозможно было не заметить.

Человек, о котором мы слышим в сегодняшнем чтении был очень благочестивым. Он соблюдал заповеди и надеялся наследовать вечную жизнь. Обратившись к контексту чтения, мы увидим, что его диалогу со Христом предшествуют два утверждения о Царствии Небесном, которые не вписываются в привычную иудейскую картину мира. В первом случае, беседуя с фарисеями, Христос запрещает разводиться и говорит о скопцах, Царствия ради Небесного. Во втором случае, Он говорит с апостолами о детях и утверждает, что таковых есть Царствие Небесное. Оба этих пути, как бы их ни понимать, явно нетрадиционны для обычного иудейского общества. И услышав Христа, любой должен был задуматься о том, что это значит для него, и как это соотносится с его жизнью? Должна ли она измениться если есть новые условия?

Конечно, далеко не для всех Христос был авторитетен в вопросах жизненного пути, но человек, подошедший к Нему, называет Его благим, то есть явно обозначает желание последовать Его совету. Благочестивая самоуверенность пошатнулась и он задумался о том, что, возможно, на пути к вечности, делает недостаточно.

Отвечая на его вопрос, Христос в первую очередь подчеркивает, что высшим авторитетом является Бог, так было, есть и будет всегда. Именно поэтому далее Он говорит: «Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди». Закон, который был дан Моисею не подвергается сомнению, он должен исполняться, но само это исполнение не является вершиной пути. Внешняя праведность закона должна быть превзойдена и должна стать праведностью внутренней и сердечной. И если смыслом внешней, должно быть внешнее же благополучие, уважение, почет, богатство и долгая жизнь… Праведность сердца обращает человека от собственных целей, к целям Божиим. Сам закон, хорошо известный любому израильтянину, надо было увидеть по-другому, войти в его глубину и понять, что главная жертва, которой он требует — это жертва внутренняя, отказ от своей воли, ради исполнения воли Божьей. И выражением этого отказа является отказ от обладания имуществом, которое для обычного человека сосредотачивает в себе основные жизненные ценности. Именно поэтому апостолы были так напуганы тем, что сказал Христос, ведь и для них имущество и общественные привилегии были очень важны. Если это так, говорят они, спастись не может никто?! Они не преувеличивают, потому что жить правильно относясь к имуществу, не делая на нем главный акцент, практически невозможно. Но если мы чувстуем обеспокоенность тем, правильно ли мы живем, если хотим, чтобы Господь направил нас к тому, чтобы расти духовно, важно не испугаться этого пути, ведь невозможное для нас, всегда возможно для Него.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!