Евангелие от Луки, Глава 9, стихи 51-56
Евангелие от Луки, Глава 10, стихи 22-24
В творческом наследии Николая Васильевича Гоголя можно найти много произведений мистического содержания. Повесть «Портрет» — одно из них. Сюжет «Портрета» стоится вокруг истории одного зловещего ростовщика, при жизни погубившего множество людей. Ростовщик и после смерти продолжил свою губительную деятельность. Но уже через портрет, в который вселилась частица его души. Очередной жертвой ростовщика становится молодой художник. Тот таинственным образом получает через картину деньги и по их вине губит талант, превратившись в модного, но пустого живописца. После смерти художника портрет пытаются уничтожить, но он бесследно исчезает. Видимо, находится желающий заключить новую сделку с ростовщиком и расплатиться за нее собственной душой.
Сегодня Православная Церковь вспоминает иной портрет — чудесное изображение Христа, появившееся по Его желанию на куске ткани и отданное в качестве подарка царю Эдессы Авгарю. Речь идет об иконе «Спас Нерукотворный», положившую начало традиции иконописания. Евангельское повествование обходит событие появления нерукотворного образа стороной, но говорит нам о том, что являл лик Спасителя Его современникам. Христос вместе с учениками отправляется уже привычным маршрутом из Галилеи на юг в Иерусалим. Путь их пролегал через Самарию, жители которой не любили иудеев. И вот некоторые самаряне стали препятствовать Христу, не пускать его в свое селение. Апостолы Иаков и Иоанн предложили наказать негостеприимных людей и низвести огонь с неба на их дома. Что же говорит Спаситель? Он вразумляет дерзких учеников: «не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать».
Мирный дух, исходящий от Христа, привлекал и до сих пор привлекает к Нему множество людей. Настроение человека, его эмоции мы считываем, конечно же, по лицу. Лик Спасителя, одновременно прекрасный и вдохновляющий, являет нам не только Его Богочеловеческую личность, но и открывает нам и Другого. Другого с большой буквы — Бога Отца. Тот, кто знает Христа, верит в Него, созерцает Его лик, тот получает возможность вступить в общение с Отцом Небесным. И вновь сбываются слова Спасителя: «многие пророки и цари желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали». Эта фраза адресована к каждому из нас — тех, кто чтит Христа как Сына Божьего. Молитвенное общение с Ним наполняет наши жизни смыслом и радостью. А ещё Бог никогда не забирает у нас творческие возможности, таланты и мечты. Но помогает осуществиться самым светлым из них.
В этом главное отличие Бога от сил зла. Дьявол может обещать нам многое, но в конечном счете нам придется расплачиваться самым ценным, что у нас есть. Расплачиваться собственной личностью, которая неизбежно станет жертвой эрозии страстей. Гоголевский ростовщик давал деньги под малые проценты, но разорял своих должников. Так же поступает дьявол — предлагает нам якобы насыщенную и увлекательную жизнь, а оставляет после себя руины и пепелище. Христос просит у нас только одного — верности. И взамен Он дает значительно большее — переполняющую сердце радость, осмысленность бытия, четкую перспективу жизни. Будем же стремиться быть ближе Спасителю, и Он никогда не предаст нашего доверия.