Евангелие от Матфея, Глава 18, стихи 23-35
23 Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими;
24 когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов;
25 а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и всё, что он имел, и заплатить;
26 тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и всё тебе заплачу.
27 Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему.
28 Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что должен.
29 Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и всё отдам тебе.
30 Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга.
31 Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему всё бывшее.
32 Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня;
33 не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?
34 И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга.
35 Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его.
Христианское прощение — тема, которая волновала умы самых знаменитых русских писателей. Даже тех, кто относился к Православию, мягко говоря, сложно. Для Льва Толстого, отлученного от Церкви еще при жизни, прощение неразрывно было связано с семьей. Ведь настоящая семья — союз родственных по духу людей, понимающих друг друга и прощающих ошибки близких. Семья — образ отношений между Богом и человеком. Это хорошо видно на примере семейства Ростовых — героев романа «Война и мир». В доме Ростовых царит атмосфера любви, взаимной поддержки, внимательной заботы. Которой некоторые из детей, как кажется на первый взгляд, совсем не заслуживают. Речь о Николае Ростове — старшем сыне. Открытый, жизнерадостный, любимый всеми, именно он приводит семью на порог финансового краха. Проиграв в карты большую сумму денег, Николай обращается за помощью к отцу. А тот, не имея достаточных средств, отдает под залог дом и всё имущество. Хотя мог бы поступить иначе. Но любовь к сыну берет верх. Поступок Николая прощен, а ответственность за ошибку берет на себя вся семья. Читателю романа Толстого кажется, что отец слишком мягок к неразумному сыну, что нельзя было прощать такой позорной выходки. Но прощение совершает чудо. Николай Ростов внутренне преображается, становится взрослее. И именно он, в конце концов, становится после смерти отца опорой для собственной семьи и всего рода Ростовых.
Воскресное евангельское чтение тоже говорит нам о прощении. Христос рассказывает ученикам притчу, герои которой — царь и его слуги. Первый слуга задолжал правителю огромную сумму — десять тысяч талантов серебра. Человеку грозила страшная участь — всё его имущество должны были продать, а его самого, жену и детей сделать рабами. Но царь, видя бедственное положение слуги, прощает ему долг. Как же поступает этот человек, получив такой щедрый подарок? Вместо того, чтобы проявить милость к собственному должнику (еще одному слуге), начинает бить его, требовать возврата долга — каких-то ста динариев. О проявленной жестокости узнает царь и велит заточить бывшего должника в тюрьму.
Евангелие учит нас одновременно двум вещам. Первая — то, как Бог прощает нам ошибки, надеясь и веря, что мы сами научимся милосердию. Господь не потакает нашим слабостям, лечит человеческие души не насилием, а любовью. Из раза в раз Он дает нам возможность начать всё с начала. Вторая вещь, о которой говорит Евангелие, касается пределов терпения Божия. Оно заканчивается ровно тогда, когда мы поддаемся жестокости и перестаем прощать других людей. Поэтому, если мы действительно хотим жить в любви Бога и в мире с Ним, будем сами с любовью и милосердием относиться к тем, кто в этом нуждается.