Евангелие от Матфея, Глава 19, стихи 3-12. Комментирует - Феоктист Игумнов
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Матфея, Глава 19, стихи 3-12

03 И приступили к Нему фарисеи и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею?

04 Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их?

05 И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью,

06 так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает.

07 Они говорят Ему: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею?

08 Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так;

09 но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует.

10 Говорят Ему ученики Его: если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться.

11 Он же сказал им: не все вмещают слово сие, но кому дано,

12 ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит.

епископ Феоктист Игумнов Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Довольно часто евангелисты предваряют вопросы фарисеев авторским ремарками, которые показывают отношение самих евангелистов к этим вопросам. Так и здесь. Апостол Матфей не просто фиксирует вопрос фарисеев, но и пишет, что этим вопросом они хотели искусить Христа, то есть они надеялись, по мнению евангелиста, услышать в Его ответе что-то такое, за что Его можно было бы осудить. Возможно, что апостол Матфей прав. А может быть, что в этом случае он и ошибался. Как бы то ни было, святитель Григорий Двоеслов предваряет свое толкование этого евангельского отрывка такой мыслью: «когда Христос видит, что вопрос требует рассуждения, тогда вопрошающих не не удостаивает мудрых ответов. Он говорит: вопрос, предложенный тобой, показывает в тебе уважение к целомудрию и требует снисходительного ответа». То есть здесь Христос не обращает лукавство вопрошающих против них самих, здесь Он не говорит притчами, а отвечает прямо, приводя в качестве основы Своего суждения ссылку на вторую главу книги Бытия.

В этом ответе Христос интерпретирует написанное в книге Бытия как установление Богом абсолютной моногамии. Все, что ее нарушает, противоречит замыслу Творца, и является, нравится нам это или нет, грехом против базового закона Божия. Чаще всего людям не нравится этот закон. Он слишком строгий, его невероятно трудно исполнить, поэтому мы изобрели множество невероятно остроумных относительно благовидных способов его обойти. Апостолы в ответ на слова Христа признаются, что им тоже не нравится такое положение дел, им ближе возможность развода, которую дает иудаизм. Христос с ними не спорит и признает, что строгая моногамия — это крест, безбрачие значительно проще, но вместить это могут, согласно Его словам, далеко не все.

Но почему то, что установлено Богом при творении человека, воспринимается нами как нечто невероятно тягостное? На этот вопрос прекрасный ответ дал преподобный Иустин Челийский: «Вторжение греха в человеческую природу огреховило и оба пола; грех разлился и по их природе и деятельности. Но то, что действительно для человеческой природы как Богом созданной целостности, действительно отдельно для полов. Грех разлучил то, что Бог сочетал; внес в половые отношения зло, греховность, сладострастие, страстность, хаотичность. Оба пола изуродованы и сбиты с пути грехом, как и остальные составные части человеческой природы. Грех — это основа и сила ненормальности; он оненормалил оба пола и их отношения, разлил по ним тьму и мрак; нарушил и Божественный порядок вообще, и в области пола. Грех разлучил и разлучает то, что Бог соединил и соединяет».

Получается, что лучший для всякого человека путь — это не путь адаптации слов Христа к реалиям современного мира, а путь борьбы с грехом в самом себе, если удастся преуспеть на этом пути, то и заповедь о моногамии перестанет восприниматься как нечто неудобоносимое.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!