Москва - 100,9 FM
* Поделиться
Евангелие от Матфея, Глава 17, стихи 1-9

01 По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних,

02 и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет.

03 И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие.

04 При сем Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии.

05 Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте.

06 И, услышав, ученики пали на лица свои и очень испугались.

07 Но Иисус, приступив, коснулся их и сказал: встаньте и не бойтесь.

08 Возведя же очи свои, они никого не увидели, кроме одного Иисуса.

09 И когда сходили они с горы, Иисус запретил им, говоря: никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых.

епископ Феоктист Игумнов Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Если базироваться только на тексте апостола Матфея, то весьма непросто понять, зачем вообще было нужно Преображение. Ради чего, с какой целью Господь возвел Своих учеников и преобразился перед Ними? Ответ на вопрос о цели нам дает параллельный текст Евангелия от Луки, а также богослужебные тексты. Если апостолы Матфей и Марк ничего не пишут о содержании беседы Христа с Моисеем и Илией, то Лука приоткрывает завесу тайны, он пишет: «два мужа беседовали с Ним, которые были Моисей и Илия; явившись во славе, они говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме» (Лк. 9:30–31). То есть речь шла о предстоящих Христу страданиях и смерти. Совершенно невозможно представить, какое значение эта беседа имела для Самого Христа, пожалуй, лучше даже и не пытаться это сделать. А вот для чего Преображение Господне нужно было Христовым ученикам — вполне понятно из Евангелия от Луки и из финала этого отрывка, который нам дает Евангелие от Матфея. Апостол Матфей пишет, что Господь запретил говорить кому бы то ни было о том, что случилось на горе, до той поры пока «Сын Человеческий не воскреснет из мертвых». Из того факта, что Моисей и Илия говорили со Христом о предстоящих Ему страданиях, и из дальнейшего упоминания Христова Воскресения Церковь сделала очевидный вывод: Преображение Господне должно было укрепить веру учеников. Сегодняшнее церковное празднование этого события по-прежнему служит той же самой цели.

Да, для нас Воплотившийся, Распятый и Воскресший Бог — некая данность. Мы в это веруем, мы исповедуем свою веру. Апостолам было сложнее, они не могли себе вообразить ни Боговоплощения, ни Страданий, ни Воскресения. То, что они подразумевали под этим во время земной проповеди Христа, вовсе не равно тому, что подразумеваем под этим мы. В их представлении Бог — недостижим, Он не может страдать и уж тем более, Он не может умереть, а значит, не может Он и воскреснуть. Христос делает все возможное, чтобы изменить представления учеников. Как показало дальнейшее развитие событий, полностью получилось это сделать лишь после Воскресения.

Для нас вопрос о вере в Христово Воскресение и пути Христа к нему не стоит. В этом смысле праздник Преображения Господня имеет лишь характер воспоминания. Но в Христовых Страданиях есть крайне важный аспект, который касается всех, всегда и везде. Это вопрос добровольного мученичества. Сам Христос не искал страданий и смерти. Он просто делал то, что должен был делать, не изворачивался и не пытался спрятаться. Такой подход через Страдания и Смерть привел Его к Воскресению.

Мы верим, что Христос взял на Себя наши грехи. Мы знаем, что благодаря этому у нас есть возможность быть свободными. Но страдания никуда не ушли из жизни человека. Они есть, но мы стараемся их избежать, уклониться от них, а это не тот путь, который прошел Сам Христос и к которому Он призывает Своих последователей. Да, хорошо бы было прожить жизнь ровно и гладко, без каких-либо трагедий, но реальность, увы, иная. Вхождение же в Христову славу невозможно для тех, кто боится, кто ищет какие-то обходные пути и не принимает, пусть и через некий ропот, того, что дает ему Бог.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!