Евангелие от Матфея, Глава 17, стихи 14-23. Комментирует - Феоктист Игумнов
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Матфея, Глава 17, стихи 14-23

14 Когда они пришли к народу, то подошел к Нему человек и, преклоняя пред Ним колени,

15 сказал: Господи! помилуй сына моего; он в новолуния беснуется и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду,

16 я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его.

17 Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? приведите его ко Мне сюда.

18 И запретил ему Иисус, и бес вышел из него; и отрок исцелился в тот час.

19 Тогда ученики, приступив к Иисусу наедине, сказали: почему мы не могли изгнать его?

20 Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: "перейди отсюда туда", и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас;

21 сей же род изгоняется только молитвою и постом.

22 Во время пребывания их в Галилее, Иисус сказал им: Сын Человеческий предан будет в руки человеческие,

23 и убьют Его, и в третий день воскреснет. И они весьма опечалились.

епископ Феоктист Игумнов Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

В десятой главе Евангелия от Матфея и в параллельных ей главах Евангелий от Марка и Луки сказано, что когда Господь Иисус Христос посылал Своих учеников на проповедь, то «Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь» (Мф. 10:1). Ученики успешно пользовались этой властью, у них получалось изгонять нечистых духов и врачевать болезни, Евангелие от Луки свидетельствует об этом в таких словах: «Семьдесят учеников возвратились с радостью и говорили: Господи! и бесы повинуются нам о имени Твоем» (Лк. 10:17). То есть получается, что до определенного момента все шло хорошо, никаких сбоев не было. Но вдруг что-то случилось. Удивительно, но Сам Христос говорит, что проблема в недостатке веры. Здесь не может не возникнуть вопрос: неужели все те исцеления, которые ученики совершали в отсутствие Христа Его именем, не имели своим основанием веру? Или же речь идет о какой-то иной ее степени? Или о каком-то ином ее понимании?

Те авторитетные комментаторы, которые сопоставляли этот евангельский эпизод с другими рассказами об апостольской миссии, сделали вывод, что Христовы ученики смутились еще до попытки исцелить этого ребенка, а после того, как они испугались, помочь чем-либо страдающему уже не могли. К примеру, Евфимий Зигабен так прокомментировал случившееся: «Усомнившись прежде попытки в том, что они могут исцелить страждущего, хотя прежде исцеляли многих других, они после попытки не могли уже исцелить». Из этого толкования можно сделать вывод, что здесь произошло нечто схожее с историей хождения апостола Петра по воде. Ведь он какое-то время шел, а потом испугался и начал тонуть. Господь, спасая Своего ученика, также сказал о недостатке веры: «маловерный! зачем ты усомнился?» (Мф. 14:31). Апостол Петр шел по воде навстречу Христу ровно до того момента, пока не начал сомневаться. В истории с исцелением бесноватого мальчика произошло тоже самое: ученики стали сомневаться. Весьма примечательно, что сомнения настигали апостолов уже после их личного удостоверения с Христовой силе. Апостол Петр сначала сделал несколько шагов по воде, а потом начал сомневаться и, как следствие, тонуть. Апостолы сначала исцеляли людей, а потом начали сомневаться и потому не смогли помочь ребенку.

Из этих евангельских эпизодов видно, что сомнения не имеют прямой связи с личным опытом. К сожалению, полученный когда-то опыт не избавляет от настоящих и будущих сомнений. Это не какая-то личная особенность апостолов, ведь так было и во время странствования израильского народа по пустыне: людям было дано множество материальных свидетельств присутствия Бога с ними, но они упорно продолжали не верить. Они питались манной с неба, но при этом сомневались и боялись близкой голодной смерти.

Нечто подобное происходит всегда и со всеми: не существует таких доказательств близости Бога и Его силы, которые бы сделали нас верующими раз и навсегда. Это грустно. Но радует то, что Бог, упрекая в маловерии, не прекращает проявлять Свою заботу. Он действует вопреки нашему маловерию в надежде, что рано или поздно сможем победить в самих себе эту неприятную человеческую особенность.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!