Евангелие от Иоанна, Глава 19, стихи 6-11,13-20,25-28,30-35. Комментирует - Дмитрий Барицкий
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Иоанна, Глава 19, стихи 6-11,13-20,25-28,30-35

06 Когда же увидели Его первосвященники и служители, то закричали: || распни, распни Его! Пилат говорит им: возьмите Его вы, и распните; ибо я не нахожу в Нем вины.

07 Иудеи отвечали ему: мы имеем закон, и по закону нашему Он должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божиим.

08 Пилат, услышав это слово, больше убоялся.

09 И опять вошел в преторию и сказал Иисусу: откуда Ты? Но Иисус не дал ему ответа.

10 Пилат говорит Ему: мне ли не отвечаешь? не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя?

11 Иисус отвечал: ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше; посему более греха на том, кто предал Меня тебе.

13 Пилат, услышав это слово, вывел вон Иисуса и сел на судилище, на месте, называемом Лифостротон, а по-еврейски Гаввафа.

14 Тогда была пятница перед Пасхою, и час шестый. И сказал Пилат Иудеям: се, Царь ваш!

15 Но они закричали: возьми, возьми, распни Его! Пилат говорит им: Царя ли вашего распну? Первосвященники отвечали: нет у нас царя, кроме кесаря.

16 Тогда наконец он предал Его им на распятие. И взяли Иисуса и повели.

17 И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа;

18 там распяли Его и с Ним двух других, по ту и по другую сторону, а посреди Иисуса.

19 Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский.

20 Эту надпись читали многие из Иудеев, потому что место, где был распят Иисус, было недалеко от города, и написано было по-еврейски, по-гречески, по-римски.

25 При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина.

26 Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой.

27 Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе.

28 После того Иисус, зная, что уже все совершилось, да сбудется Писание, говорит: жажду.

30 Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: совершилось! И, преклонив главу, предал дух.

31 Но так как тогда была пятница, то Иудеи, дабы не оставить тел на кресте в субботу,- ибо та суббота была день великий,- просили Пилата, чтобы перебить у них голени и снять их.

32 Итак пришли воины, и у первого перебили голени, и у другого, распятого с Ним.

33 Но, придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней,

34 но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода.

35 И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его; он знает, что говорит истину, дабы вы поверили.

Читает и комментирует священник Дмитрий Барицкий.

Отрывок, который мы только что услышали, содержит, пожалуй, самое подробное описание страстей, то есть, страданий Иисуса Христа. С исторической точностью изображается процедура суда над Спасителем у прокуратора Иудеи Понтия Пилата; показана все ключевые свидетели этого события; наконец, евангелист передает состояние Господа, а также слова, сказанные им на кресте. Не случайно Церковь установила читать этот отрывок сегодня в день изнесения Честных Древ Животворящего креста.

Праздник это древний. Появился он еще в греческой церковной традиции и был связан с тем, что в Константинополе в августе случались многочисленные болезни. По этой причине крест, на котором был распят Господь, переносили из царской сокровищницы в собор Святой Софии, где все желающие могли поклониться и приложиться к нему. Параллельно на протяжении некоторого времени, вплоть до Успения Пресвятой Богородицы, духовенство совершало с крестом шествия по всему городу, освещая таким образом, улицы и площади столицы христианской империи. Позже в Русской Церкви этот праздник был переосмыслен и соединен с воспоминанием о Крещении Руси, которое, согласно преданию, состоялось 1 августа по старому стилю, а по-новому 14-го.

Внимание, которое Православная традиция уделяет Кресту Спасителя, укоренено в святоотеческом богословии. Несмотря на то, что крест — орудие пытки, в древнем мире — инструмент позорнейшей и мучительной казни, православные богословы, в отличие от представителей некоторых других христианских конфессий, видят в нем также оружие победы и торжества. Именно крестные страдания стали кульминацией Евангельского благовестия, которое сводится не просто к своду нравственных предписаний, но является ничем иным как свидетельством победы Бога над дьяволом. Поэтому, предчувствуя приближающуюся смерть, Господь и говорит на кресте: «свершилось». Именно при помощи креста Он вошел в ту область, куда до этого не проникал свет Божества, разрушил ее и освободил человека от вечных мучений. По этой причине для православного сознания крест есть ни что иное как символ жертвенной любви, которая одна способно преодолеть главного врага человеческого рода, смерть, и даровать ему полноту вечной жизни.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!