Москва - 100,9 FM
* Поделиться
Евангелие от Матфея, Глава 15, стихи 12-21

12 Тогда ученики Его, приступив, сказали Ему: знаешь ли, что фарисеи, услышав слово сие, соблазнились?

13 Он же сказал в ответ: всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится;

14 оставьте их: они - слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму.

15 Петр же, отвечая, сказал Ему: изъясни нам притчу сию.

16 Иисус сказал: неужели и вы еще не разумеете?

17 еще ли не понимаете, что всё, входящее в уста, проходит в чрево и извергается вон?

18 а исходящее из уст - из сердца исходит - сие оскверняет человека,

19 ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления -

20 это оскверняет человека; а есть неумытыми руками - не оскверняет человека.

21 И, выйдя оттуда, Иисус удалился в страны Тирские и Сидонские.

епископ Феоктист Игумнов Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

С точки зрения современных Христу иудеев осквернить человека, то есть сделать его ритуально нечистым, могли очень многие вещи. К примеру, неправильная пища, или прикосновение к мертвому телу, или же обед без предварительного умовения рук в соответствии с традицией того времени. Точно также оскверняло человека общение с язычниками или же с грешными людьми. Перечень оскверняющего был широк, глубок и на удивление разнообразен. А если случилось оскверниться, то необходимо было пройти процедуру очищения, которая тоже имела разные виды и степени. Получалось, что основной заботой благочестивого иудея становилось исполнение предписаний, касающихся ритуальной чистоты. Ни о какой внутренней духовной работе при этом речи не шло.

Апостолы в то время были в полной мере чадами своего народа и своего времени. Они с детства были воспитаны в том же самом духе, они видели осквернение во внешнем, именно поэтому Христос вынужден растолковывать им значение Своих слов: «исходящее из уст — из сердца исходит — сие оскверняет человека».

Для нас же — для христиан — это вполне очевидно. Слова Христа нам не нужно растолковывать и комментировать. Мы их понимаем. Понимаем мы и то, что все наши внешние действия — пост, молитва, милостыня — и подобные им аскетические усилия имеют свою цель во влиянии на внутреннее, на то, что исходит из сердца. Если сердце не меняется, то это явный признак либо недостатка усилий, либо ошибки в используемой аскетической практике.

Для примера можно взять христианские посты. Они, в-первую очередь, должны способствовать богообщению. В норме пост должен открывать слабость человека и помогать ему глубже пережить свою зависимость от Бога. Если это произойдет, то человек станет попросту не способен замечать чужие грехи и уж тем более осуждать кого-либо. А если пост, напротив, делает нас предельно внимательными к жизни других, то это означает, что вкралась ошибка. Возможно, постящийся решил уподобиться древним подвижникам и исполнить устав о посте со всей тщательностью, и это оказалось ему не по силам. Возможно также, что постящийся забыл о том, что христианский пост подразумевает под собой не столько ограничение в пище, сколько усиленную молитву. А может быть и какое-либо причудливое сочетание обеих этих ошибок. Здесь важно понимать, что пост не есть цель. Что точное исполнение древних уставов без осознания смысла абсолютно равно тщательному исполнению устных традиций ветхозаветными книжниками и фарисеями. Мы должны всегда помнить, что наша цель — очищение собственного сердца, а все, что не помогает достижению этой цели, должно быть либо отвергнуто, либо переосмыслено.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!