Евангелие от Луки, Глава 10, стихи 38-42, Глава 11, стихи 27-28. Комментирует - Феоктист Игумнов
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Луки, Глава 10, стихи 38-42

38 В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой;

39 у неё была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его.

40 Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне.

41 Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом,

42 а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё.

Евангелие от Луки, Глава 11, стихи 27-28

27 Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!

28 А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его.

епископ Феоктист Игумнов Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Этот евангельский отрывок состоит из двух частей, которые находятся в двух различных главах Евангелия от Луки. Легко заметить, что вторая часть отрывка стыкуется с первой не самым лучшим образом: Господь Иисус Христос находится в гостях у Марфы и Марии, но вдруг появляется некая женщина из народа и буквально выкрикивает свои слова о блаженстве Той, Которая удостоилась быть Матерью Воплощенного Бога. Если воспринимать этот евангельский отрывок лишь на слух и не знать, что он состоит из двух непоследовательных частей, то выглядит всё довольно странно, складывается ощущение, что Господь ведёт Свою беседу не в закрытом помещении с близкими Ему людьми, а на сцене, где есть непосредственные участники действа, а есть зрители. Но, конечно же, это не так.

Церковь сегодняшним евангельским отрывком, с одной стороны, подчеркивает особый статус Божией Матери, а с другой утверждает приоритет внимания к словам Христа над всеми прочими видами христианской деятельности. Последнее может показаться спорным, ведь мы знаем, что Сам Христос в других местах Евангелия делал акцент на деятельности, в частности, на помощи другим людям, Он говорил, что главный критерий последнего суда — оказание или же не оказание помощи другим: «ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня» (Мф. 25:35). Под Самим Собой Он подразумевает здесь тех, кто нуждается в заботе, тех, кто не в силах позаботиться о себе, Господь называет таких людей «меньшими»: «так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне» (Мф. 25:45).

Да, христианство подразумевает активную деятельность. Но оно же подразумевает и внимание к словам Христа. Если будет деятельность, но не будет внимания, то рано или поздно человек придет в тупик, который на языке христианской аскетики называется унынием. А если будет внимание, но не будет деятельности, то не будет и плода христианской жизни.

Евангелие учит нас избегать крайностей. Но при этом оно не дает четких инструкций. Последнее вполне понятно: Евангелие написано один и раз и на все времена, для всех людей, но мы настолько разные, что любая попытка дать список пошаговых действий обречена на неудачу. Более того, жизнь каждого из нас также не подлежит переводу на язык инструкций.

Но Церковь дает подсказку. Всякий раз, когда встает вопрос о соотношении христианских теории и практики, мы должны просить помощи в разрешении вопроса у Той, Которая сумела сочетать их в Самой Себе наилучшим и совершенным образом. У Той, в дни памяти Которой звучит сегодняшнее евангельское чтение — у Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!