Евангелие от Матфея, Глава 9, стихи 9-13. Комментирует - Дмитрий Барицкий
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Матфея, Глава 9, стихи 9-13

09 Проходя оттуда, Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним.

10 И когда Иисус возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с Ним и учениками Его.

11 Увидев то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками?

12 Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные,

13 пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию.

Читает и комментирует священник Дмитрий Барицкий.

В фильме Павла Лунгина «Остров» есть такой эпизод. Настоятель монастыря, отец Филарет, с сокрушением говорит главному герою картины, отцу Анатолию: «маловерный я, добродетели во мне мало». На это святой старец отвечает: «А вот мои добродетели смердят перед Богом... Одного не пойму: зачем мне всё это? Почему именно через меня Господь наставляет? Вроде бы, за мои грехи удавить мало, а меня здесь чуть ли не святым сделали. А какой я святой?» Как ни странно, но именно искреннее ощущение того, что его добродетели, как он сам говорит, «смердят перед Богом», и делает о. Анатолия святым. Перед нами одно из общих мест Православной христианской традиции: настоящие святые оплакивали свои добродетели как грехи. Ведь они были так близко к Творцу, что прекрасно понимали: по сравнению с его святостью и праведностью вся наша добропорядочность ничего не стоит. Не случайно в одной из молитв, которая читается во время таинства соборования есть такие слова: «всякая правда наша, как руб поверженный перед Тобою», т.е. никуда не годное тряпье. Кроме того, грех так коварно действует в человеке, что только мы начинаем слишком много значения придавать своим положительным качествам, как сразу же заражаемся тщеславием, которое уводит нас от Бога и приводит к превозношению над своими ближними.

Фарисеи, которые упрекают Христа за то, что Он общается с грешниками, этого совершенно не понимают. Они всячески делают акцент на собственной нравственной безупречности в том числе и за счет того, что подчеркивают слабости других. Поэтому в словах Христа «Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию», которыми Он отвечает фарисеям, скрыта горькая ирония. Господь как бы говорит им: «Я пришел позвать к покаянию не тех, кто уверен в своей праведности. Ведь нет ничего сложнее, чем привести такого человека. Зачем ему Спаситель, если он уверен, что уже спасен? Как религиозная традиция, так и Бог для него — всего лишь повод, чтобы тешить свое тщеславие и бравировать перед окружающими своей добропорядочностью. Я пришел к тем, кто осознает свою немощь. Пусть и через падение, достигнув дна этой жизни, но он остро ощутил потребность во Мне, Который единственный может поднять его с этой глубина на свет».

Это очень важная истина. Трудно стать христианином респектабельному, пышущему здоровьем и добропорядочностью, успешному во всех отношениях человеку. От Бога его отделяет пропасть самодостаточности. Быстрее найдет Христа тот, кого жизнь подломила, у кого от осознания своей немощи, телесной ли, душевной ли, внутри возникла тоска и острая потребность в Спасителе. Христианство — религия тех, кто на своем уровне осознал, что без Бога он ничто и спасения ждать неоткуда. Именно к таким Господь приходит в первую очередь. Приходит не обращая внимание на те грехи, в которых они запутались. Ведь именно больные имеют нужду во враче. И Христос единственный врач, у которого есть для таких людей необходимое им лекарство.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!