Москва - 100,9 FM
* Поделиться
Евангелие от Матфея, Глава 12, стихи 9-13

09 И, отойдя оттуда, вошел Он в синагогу их.

10 И вот, там был человек, имеющий сухую руку. И спросили Иисуса, чтобы обвинить Его: можно ли исцелять в субботы?

11 Он же сказал им: кто из вас, имея одну овцу, если она в субботу упадет в яму, не возьмет ее и не вытащит?

12 Сколько же лучше человек овцы! Итак можно в субботы делать добро.

13 Тогда говорит человеку тому: протяни руку твою. И он протянул, и стала она здорова, как другая.

Читает и комментирует священник Дмитрий Барицкий.

Для всей ветхозаветной религиозной традиции суббота — особый день. Согласно Библейскому повествованию, именно в субботу Бог закончил творение мира, именно в субботу тот же Бог вывел еврейский народ из египетского рабства. Другими словами, суббота — это день рождение мира и день рождения Израильской нации.

Заповедь о почитании субботы была установлена еще во времена пророка Моисея, то есть, примерно за 15 столетий до н.э. Формой празднования был выбран покой. Но этот покой далеко не означал безделья, праздности и ничегонеделания. Шесть дней человек работал и заботился о своем пропитании, на седьмой день полагалось отвлекаться от повседневной суеты и все свои мысли посвящать Творцу. Кроме того, были установлены так называемые субботние года. Шесть лет человек должен был засеивать землю, седьмой же год, земля должна была получить свободу от человеческой деятельности и отдохнуть. Это в свою очередь требовало от людей веры. Ведь они должны были быть уверены, что Господь даст им такой обильный урожай, который позволит кормить себя на протяжении двух лет. А потому это не просто год праздности, это год особого духовного напряжения, которое связано с молитвой к Богу и надеждой на Его милость. Год, когда человек поворачивается лицом не к земле, а к Творцу. Наконец, существовали и так называемые юбилейные года. Они наступали по прошествии цикла из 49 лет. С еврейского языка название этого года можно перевести как «год прощения» или же «год освобождения». Причина не только в том, что в этот период также запрещалось засеивать землю. Но и в том, что все должники на протяжении 50 года освобождались от своих долгов, а рабы отпускались на свободу. Опять же, это требовало от евреев доверия к Богу, ведь он добровольно отказывался от своего имущества в пользу исполнения заповеди. Итак, главное содержание праздника субботы — покой от повседневной суеты, свобода от той рутины, в которую нас погружают бытовые заботы ради того, чтобы усерднее обратиться с молитвою к Богу.

Увы, но ко времени пришествия в этот мир Христа, заповедь о субботе многими она понималась исключительно как запрет на исполнение определенных видов деятельности. Запрещено было готовить еду, участвовать в сельскохозяйственных работах, стирать, заниматься рукоделием, мастерить, рисовать, стричься, зажигать или тушить огонь, охотиться, переносить грузы и т.д. В том числе запрещено было заниматься целительством, что и делает Христос. Поступая так, Господь восстанавливает подлинный, древний смысл заповеди. Показывает всем окружающим, что суббота — это не просто день воздержания от работы. В первую очередь это день, когда ради Бога необходимо оказывать помощь ближним, даровать им свободу от их бремени, чтобы они вместе с тобой они могли все свои мысли обратить к Творцу и таким образом обрести подлинный покой.

Не должны этого забывать и мы. Ведь и мы часто склонны рассматривать период тех или иных церковных праздников как время, когда работать строго запрещено. Сегодня Сам Господь показывает нам, какую бы работу нам не пришлось выполнять в праздничный день, если это работа с мыслью о своих ближних и о Боге, то не будет на нас никакого греха. Более того, при помощи этого труда, каждый в меру своего усердия войдет в тот самый покой субботы, о котором говорит одна из древнейших библейских заповедей.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!