Евангелие от Матфея, Глава 12, стихи 1-8

Этот евангельский эпизод — одно из многих мест, в которых Христос говорит об относительности установленного иудейского обрядового закона. У этого закона, как и у любого другого, есть своя цель. Никакой закон не существует ради себя самого, всякий закон призван ограничить произвол и имеет границы применения.
Если же говорить о религиозном законе, таком, каким был иудейский закон о субботе, то его цель очевидна: он должен был помочь людям не забывать о Боге. Всем прекрасно известно, что самый эффективный и быстрый способ выпустить Бога из вида — это суета. Самая обычная повседневная суета. То, в чем большинство из нас проводит свое время. Любой священник знает, что наиболее популярный грех, в котором исповедуются приходящие в храм люди, это несоблюдение молитвенного правила. Не потому, что не хочется и не потому, что верующие считают его ненужным, или непонятным, или не имеющим смысла. Нет. Чаще всего попросту не хватает времени. То одно, то другое, потом третье, четвертое и так далее, в итоге сил на молитву не остается. Дело тут не в ускорении темпа жизни в сравнении с прошлыми веками. То же самое происходило всегда и везде, всюду есть масса отвлекающих вещей, есть то, что имеет в наших глазах крайне важное и первоочередное значение. Если не направлять этот процесс с помощью закона, то он рискует совершенно вывести Бога за рамки жизни человека. Поэтому была дана заповедь: «Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих» (Исх. 20:8–10).
Позднее появились пространные комментарии на эту заповедь, в них структурировано и по пунктам перечислялось, что можно, а что нельзя делать в субботу. В этих комментариях можно найти много любопытного, на наш взгляд довольно забавного и, порой, абсурдного. Среди прочего, там есть и запрет на измельчение зерен в субботу. Тот запрет, который с молчаливого согласия Христа нарушили Его ученики. Если подходить с формальной точки зрения, так, как поступили ревнители буквы фарисеи, то, конечно, апостолы были неправы. Но если вспомнить, что в тот момент, как и в любой другой миг пребывания со Христом, апостолы были с Богом и, соответственно, не забывали о Нем ни на секунду, то становится очевидной несправедливость этого обвинения, ведь пребывание с Богом, память о Нем и есть суббота в библейском понимании этого слова.