Москва - 100,9 FM
* Поделиться
Евангелие от Матфея, Глава 11, стихи 27-30

27 Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть.

28 Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас;

29 возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим;

30 ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко.

епископ Феоктист Игумнов Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Когда светский человек попадает в монастырь с хорошо устроенной монашеской жизнью, то на него обрушивается спокойствие. Становится хорошо. Это замечают если не все, то очень многие. Среди заметивших успокоительное монастырское влияние есть и те, кто умеет емко выразить свои переживания и сделать их общеизвестными. Например, Михаил Михайлович Жванецкий. У него есть, может быть, не самое известное, но очень любопытное произведение, называется оно «Крик души». В нем он говорит о нашей повсеместной спешке и суете, о раздражительности, об агрессии и об абсолютной бессмысленности всего этого: «Мы агрессивны. Мы раздражительны. Мы куда-то спешим и не даем никому времени на размышления. Мы грубо нетерпеливы. [...] Мы спешим в самолете, в поезде, в автобусе, хотя мы уже там. Мы выходим компанией на стоянку такси и в нетерпении толкаем посторонних. Мы спешим. Куда? На квартиру. Зачем? Ну побыстрее приехать. Побыстрее собрать на стол. Сесть всем вместе.... Но мы и так уже все вместе?! Мы не можем расслабиться». Эти всем прекрасно известные наши состояния Михаил Михайлович сравнивает с повседневным поведением условных шведов, у которых жизнь протекает размеренно и спокойно, в конце же своих размышлений он приходит к такому выводу: «Так я скажу: среди нас есть такие, как в Стокгольме. Они живут в монастырях. Наши монахи — шведы и есть. По своей мягкости, тихости и незлобливости».

Конечно, эти мысли известного юмориста я вспоминаю не просто так. Дело в том, что сегодняшнее евангельское чтение — про монахов. Каждый монашествующий знает этот отрывок наизусть: оно прочитывается в дни памяти святых монахов, тех, кого на языке Церкви мы называем преподобными.

Но монахи не только слушают эти евангельские слова, они стараются принимать их как руководство к действию. Впрочем, в Евангелии нет таких фрагментов, которые были бы актуальны лишь для какой-то одной социальной или этнической группы, все евангельские слова обращены ко всем без каких-либо исключений. Монахи руководствуются сегодняшними словами Христа и в итоге обретают спокойствие, которое невозможно не заметить и которое передается каждому, кто с ними соприкоснется. Поэтому если мы хотим избавиться от суеты, спешки, раздражительности, нетерпения и всего бесконечного спектра их производных, нам нет необходимости куда-то всем срочно переезжать или же уходить в монастыри, достаточным будет попытаться исполнить на деле то, о чем говорит Христос в этом евангельском отрывке.

Он призывает взять Его иго на себя. Само по себе то, что скрывается под словом «иго», конечно, не очень приятно. Но в любом случае, каждый человек живет под его тяжестью. Вопрос здесь лишь в том, какое это иго, каково его происхождение. Чаще всего это давление страстей, тогда как Христос призывает вместо этого нести иго евангельского закона. Ставить себя самого на последнее место, уступать там, где уступать не принято, не искать ничего для своей собственной выгоды, не обманывать и не изворачиваться, быть максимально честным, через молитву отдать все свои беспокойства Христу и делать то, что мы должны делать, но делать это в глубокой уверенности, что Бог слышит каждое слово, обращенное к Нему и никогда не оставит без помощи тех, кто к Нему прибегает. Собственно, так живут монахи. И живут они, кстати, как правило очень долго и вполне благополучно.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!