Москва - 100,9 FM
* Поделиться
Евангелие от Матфея, Глава 11, стихи 20-26

20 Тогда начал Он укорять города, в которых наиболее явлено было сил Его, за то, что они не покаялись:

21 горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они во вретище и пепле покаялись,

22 но говорю вам: Тиру и Сидону отраднее будет в день суда, нежели вам.

23 И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься, ибо если бы в Содоме явлены были силы, явленные в тебе, то он оставался бы до сего дня;

24 но говорю вам, что земле Содомской отраднее будет в день суда, нежели тебе.

25 В то время, продолжая речь, Иисус сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам;

26 ей, Отче! ибо таково было Твое благоволение.

епископ Феоктист Игумнов Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Различные Евангелия имеют различных адресатов. Конечно, немного жаль, что ни одно из нас не имеет современное русское общество в качестве своего прямого адресата, и поэтому нам приходится предпринимать определенные интеллектуальные усилия с тем, чтобы попытаться понять, каким образом можно применить в наших сегодняшних условиях то, что было написано около двух тысяч лет назад для совершенно других людей.

Если говорить о том Евангелии, отрывок из которого мы только что услышали, о Евангелии от Матфея, то оно, как известно, написано евреем для израильских евреев, впрочем, есть мнение, что адресатами были евреи Сирии. Но существа дела это, конечно, не меняет. В любом случае из целевой аудитории вытекает изобилие ветхозаветных цитат, пространное родословие, упоминание ряда малоизвестных израильских топонимов и тому подобные особенности.

В сегодняшнем отрывке упоминаются Хоразин, Вифсаида, Тир, Сидон, Капернаум и Содом. Если про последние два населенных пункта мы что-то знаем и может о них поразмышлять, то про Вифсаиду, Тир и Сидон знают, пожалуй, лишь самые внимательные и дотошные читатели Священного Писания. Ну а про Хоразин и вовсе невозможно что-либо сказать, если основываться только на Ветхом и Новом заветах, он не упоминается нигде, кроме как в этом месте Евангелия от Матфея и в параллельном ему месте Евангелия от Луки. При этом здесь говорится о каких-то необычайных «силах», явленных в Хоразине и Вифсаиде. Да, действительно, в Вифсаиде Христос исцелил слепого человека, об этом говорит Евангелие от Марка, свидетельств о каких-либо других чудесах в этом городе у нас нет. Правда, этот город родной для пяти из двенадцати апостолов. Но почему же Христос в изложении апостола Матфея делает особый акцент на именно на этих городах? Что должны были увидеть за этим адресаты апостола?

Судя по всему, здесь мы имеем дело с отголосками устной традиции, с тем, что было известно первым читателям Евангелия от Матфея из различных рассказов их современников. Несмотря на то, что ни в одном из Евангелий нет упоминаний о чудесах, совершенных Христом в Хоразине, в Евангелии от Матфея есть такие слова: «И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия, и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях» (Мф. 4:23). Хоразин и Вифсаида не сохранились до наших дней, непонятно, где именно они были расположены, достоверно известно лишь то, что они находились вблизи Капернаума, то есть в Галилее, и их, среди прочих городов той части Израиля методично обходил со Своей проповедью Христос. Но им это не помогло. Конечно, не самим городам, а тем, кто их населял. Люди оказались слепыми и глухими по отношению к совершенному среди них Христом Спасителем. Тот факт, что в них были синагоги, их население было еврейским и потому знающим закон, тоже не помог.

Наши современные населенные пункты существенным образом отличаются друг от друга. Есть города и села с богатой историей, в том числе и с внушительной историей святости. А есть совсем иные, те, где никогда не жил и даже проездом не был ни один из русских святых. Конечно, хорошо и даже в каком-то смысле приятно, если родной город имеет богатую историю, если он известен своими святыми. Но слова Христа ясно свидетельствуют, что с точки зрения вечности это совершенно ничего не значит и ничего не определяет. Какое-либо место не является предпочтительным с христианской точки зрения. Чужая святость и обилие чудес не смогут никому помочь, если сердце не будет открыто к действию силы Божией, а эта открытость определяется лишь внутренним устроением человека, о котором, с опорой на слова Христа, и пишет своим адресатам апостол и евангелист Матфей.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!