Евангелие от Матфея, Глава 11, стихи 2-15. Комментирует - Феоктист Игумнов
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Матфея, Глава 11, стихи 2-15

02 Иоанн же, услышав в темнице о делах Христовых, послал двоих из учеников своих

03 сказать Ему: Ты ли Тот, Который должен прийти, или ожидать нам другого?

04 И сказал им Иисус в ответ: пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите:

05 слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют;

06 и блажен, кто не соблазнится о Мне.

07 Когда же они пошли, Иисус начал говорить народу об Иоанне: что смотреть ходили вы в пустыню? трость ли, ветром колеблемую?

08 Что же смотреть ходили вы? человека ли, одетого в мягкие одежды? Носящие мягкие одежды находятся в чертогах царских.

09 Что же смотреть ходили вы? пророка? Да, говорю вам, и больше пророка.

10 Ибо он тот, о котором написано: се, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою.

11 Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его.

12 От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его,

13 ибо все пророки и закон прорекли до Иоанна.

14 И если хотите принять, он есть Илия, которому должно прийти.

15 Кто имеет уши слышать, да слышит!

епископ Феоктист Игумнов Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Слова, которые сказал Господь Иисус Христос относительно Иоанна Крестителя, как и все, сказанное Им, чрезвычайно любопытны и полны. Здесь мы видим не только размышления о сути служения этого величайшего пророка, здесь заключена и важная истина о соотношении между праведностью Ветхого Завета и того, к чему каждого человека призывает Христос.

Без каких-либо дополнительных слов и разъяснений понятно, что Иоанн в глазах Христа — пророк, но пророк не совсем обычный, он превосходит всех других пророков. Здесь все вполне предсказуемо: действительно, Иоанн не только своими пророческими словами и действиями предвосхищал Пришествие Спасителя мира, он стал свидетелем этого Пришествия, более того, он своими руками коснулся Его. Все это само по себе выводит его из разряда других иудейских пророков.

Но здесь же Христос произносит очень любопытную фразу: «из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его» (Мф. 11:11). С одной стороны — Иоанн Креститель как ни кем более недостижимый образец святости и праведности, а с другой — Царство Небесное и те, к то в него вошел, и эти последние, по словам Христа, превосходят Иоанна. При этом речь идет не об ангелах, а о людях, которые также когда-то были рождены женщинами и, как следствие, жили среди людей. На первый взгляд здесь получается какая-то путаница. Впрочем, она легко разрешается если под «рожденными женами» понимать лишь тех, кто жил в парадигме Ветхого Завета. Получается, что Иоанн Креститель с его святостью и величием — абсолютный максимум, который возможен в рамках ветхозаветного закона. Он — идеал Ветхого Завета. Но при этом любой достигший Царства Небесного превосходит Иоанна, потому что войти в это Царство невозможно, если оставаться в пределах закона, если над человеком не будет совершено крещение в смерть Христову. К примеру, преподобный Исидор Пелусиот выразил эту мысль такими словами: «Совершенный в законе, каким был Иоанн Предтеча, без сомнения, меньше человека крестившегося в смерть Христову. Ибо вот что значит небесное царство: быть погребенным со Христом, снисшедшим расхитить добычу смерти, совостать с Ним, дарующим державу над смертью».

Нам всем стоит об этом помнить. Закон — прекрасен, он необходим, но сам по себе он не спасает от греха и тления, спасение возможно только во Христе, но при этом оно неразрывно связано с сораспятием Христу, то есть с исполнением Его слов.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!