Евангелие от Матфея, Глава 6, стихи 22-33
Неужели вся наша христианская цивилизация не исполняет эти повеления Христа? Ведь мы заботимся. Если мы более-менее приличные люди, то обязательно заботимся. Не только миряне, но и монахи: в монастырях есть специальные службы, задача которых состоит в обеспечении насельников монастыря всем необходимым. Собственно, это такое монашеское послушание — обеспечивать других монахов. Исполняя это послушание, поставленные на него монахи рассчитывают угодить Богу. И, как показывает история Церкви, их расчеты зачастую оправдываются.
Нечто подобное происходит и в семьях — никакая семья не сможет существовать, если кто-то из ее членов не возьмет на себя заботу о необходимых материальных средствах. Более того, апостол Павел в своих наставлениях семейным людям говорил о необходимости такой заботы, например, в своем Послании в Эфес он пишет: «Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее» (Еф. 5:28–29). То есть, заботится. Неужели апостол Павел не знал прочитанных сегодня за богослужением слов Христа?
Подобных разногласий между записанными в Евангелии словами Христа и практикой христианской жизни можно приводить бесконечное множество. Само по себе их появление не может не привести к мысли, что Христос говорит о чем-то значительно более глубоком, чем простое отсутствие заботы о земном: ведь не даром в начале этого отрывка Он упоминает о принципиальной невозможности служить двум господам одновременно. Получается, что забота о земном при определенных обстоятельствах может превратиться в того самого господина, которому человек служит в ущерб служению Богу. Но все те же монастырские хозяйственники внешне посвящают себя исключительно земному и тленному, но делают они это не по особой пламенной любви к предмету своего послушания, а по любви к Богу, Который через монастырское начальство дал им это послушание. Если бы им было дано какое-то иное послушание, то они с радостью оставили бы все материальные заботы. Точно также и добрый глава семейства заботится о пище и одежде не по любви к этим тленным предметам, а по любви к своим близким, которых дал ему Бог и заботу о которых ему также поручил Бог. Эти люди — те, через кого Бог делает то, что обещал — исполняет нужду человека в необходимом для жизни.
Но, конечно же, если за заботой о временном не будет стоять заботы о близких, то это будет нарушением слов Христа.