Москва - 100,9 FM
* Поделиться
Евангелие от Матфея, Глава 5, стихи 42-48

42 Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся.

43 Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего.

44 А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас,

45 да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных.

46 Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари***?

47 И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?

48 Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный.

Читает и комментирует священник Антоний Борисов.

Повесть Владимира Железнякова «Чучело», наверное, нужно прочитать каждому. Или посмотреть не менее значительный одноименный фильм Ролана Быкова. Главная героиня, Лена Бессольцева, — изгой среди своих сверстников. Она подвергается травле, оскорблениям. Не понимая и не принимая незлобивость Лены, одноклассники прозывают ее «Чучелом». Главная героиня живёт в обществе жестоких детей, не знающих милосердия ни друг к другу, ни к старшим, ни к животным. Единственный в классе человек, способный на добрый поступок, в конце концов, поддаётся давлению, трусит и предаёт Лену. Самой яркой сценой, потрясающей своей жестокостью, становится эпизод, где одноклассники гоняют Лену по городу, словно волчья стая, крича «Сжечь Чучело!» Несчастная девочка, впрочем, осталась верной себе и не стала отвечать злом на зло. В конце концов, свет, исходящий из ее души, трогает сердца одноклассников. Лена уезжает из города, конфликт разрешается, и автор пишет: «И тоска, такая отчаянная тоска по человеческой чистоте, по бескорыстной храбрости и благородству все сильнее и сильнее захватывала их сердца и требовала выхода». Завершением истории Лены Бессольцевой и ее жестоких сверстников становится фраза: «Прости нас, Чучело».

Сегодняшнее евангельское чтение посвящено нашему отношению к врагам. Для его лучшего восприятия нам следует обратиться к ветхозаветному пониманию — кто для иудеев был врагом? Повелевая древним евреям покорить Землю Обетованную, Господь призывал их изгнать оттуда языческие народы. Иноверцы и инородцы стали для иудеев врагами, потому что они являлись врагами Божиими. Израиль был убежден в ненависти Господа к определенным людям и даже предметам. «Когда ты служишь Господу, Богу твоему, «не делай так (как они)…, ибо все, чего гнушается Господь, что ненавидит Он, они делают богам своим», — читаем мы в книге Второзаконие. Впрочем, ненависть Божия могла относиться и к грешникам из избранного народа. Поэтому логика иудеев, современников Христа, была простой — не может человек пребывать в общении с Господом и в то же время любить врагов Израиля. Ненависть для древнего еврея являлась фактически религиозной нормой. Христос совершает отчаянный поступок — Он восстает против канонического образа мыслей и действий. Вместо Бога-мстителя Он проповедует Бога-Любовь: «Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас…, да будете сынами Отца вашего небесного; ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных». Тем не менее, Ветхий Завет для Христа не ошибка. Просто время его закончилось. То, что казалось правильным вчера, сегодня уже не соответствует воле Божией. Господь через Сына Своего показывает, что эпоха жестокости, отделявшей народ избранный от язычников, завершена. Средостение закона разрушено. Наступила эпоха благости и добра. К этой простой доброте призываемся и мы. Если действительно желаем стать сынами Отца Небесного.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!