Евангелие от Матфея, Глава 5, стихи 33-41
Помните, как в фильме «Мимино» главный герой, наконец-то получивший престижную работу в гражданской авиации, оказался впервые за границей и решил позвонить в родной ему грузинский городок Телави? Телефонистка на переговорном пункте (да, такое когда-то существовало) не поняла название города и соединила Мимино не с Телави, а с Тель-Авивом. Но вот ирония судьбы — звонок раздался в израильской квартире грузинского эмигранта. Сначала по обе стороны телефонной связи воцарилось непонимание — кто говорит, что говорит? Но всё разрешилось благодаря восклицанию: «Это действительно Израиль. Мамой клянусь!» После такого все вопросы были сняты. Для восточных и южных народов было и теперь тоже свойственно подтверждать слова клятвой — мамой, папой, честью. Чем угодно.
В первой части сегодняшнего евангельского чтения речь также идет о клятве. Христос вновь сначала апеллирует к древней норме: «Не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои!». На самом деле, именно такого формулировки в Ветхом Завете мы не найдем. Здесь объединено несколько мест из книг пророка Моисея, которые обязывали иудея быть честным. Это требование сочеталось с запретом на произнесение имени Бога всуе. Таким образом, фактически устанавливался запрет на клятву именем Божиим. Однако, как с прочими элементами закона, и с данной нормой древнего права ко времени Рождества Христова произошла метаморфоза. Знатоки иудейской религии, толкуя заповеди Моисея, пришли к выводу, что да — клясться именем Божиим нельзя (в особенности, если собираешься обмануть), но можно для усиления клятвенных слов использовать небо, Иерусалим, свою голову. Это якобы не оскорбляет Господа, да и самому клянущемуся оставляет лазейку для отхода. Но Христос прямо говорит о том, что честный человек в клятве не нуждается. Всё, на самом деле, очень просто. Христианин должен быть честным перед собой, людьми и Богом всегда. А тот, кто клянется или дает обет, как бы говорит своим ближним: «В этом случае вы можете мне верить. В этом случае я при любых обстоятельствах сдержу свое обещание!» А в других случаях...? Но как же быть, например, с военной или судебной присягой? Может ли христианин клясться в данном случае? К подобным клятвам следует относиться как к необходимым издержкам нашего несовершенного мира. Где законы по-прежнему существуют как защита и ограничение для тех, кто не желает жить в гармонии и мире. В таком же ключе следует понимать и слова Христа, касающиеся того, как следует отвечать на зло. Древняя заповедь «око за око» и «зуб за зуб» сдерживала человеческую жестокость. За один выколотый глаз можно было выколоть обидчику тоже только один глаз. Спаситель призывает нас не терпеть зло, а активно бороться с ним. Бороться добром. Останавливать зло на себе, не отвечать злом на зло. Не потакать ему, а отвечать добром. Не мстить, не унижать, не укорять. С достоинством, осознанием своего положения высшего творения Божия, проявлять любовь, понимание и милосердие к людям. Христианин, являющий миру честность и незлобивость, действительно делает его лучше.