Евангелие от Матфея, Глава 5, стихи 20-26. Комментирует - Антоний Борисов
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Матфея, Глава 5, стихи 20-26

20 Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное.

21 Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду.

22 А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: "рака", подлежит синедриону; а кто скажет: "безумный", подлежит геенне огненной.

23 Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя,

24 оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой.

25 Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу;

26 истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта.

Читает и комментирует священник Антоний Борисов.

Современное законодательство (европейское и российское) покоится на фундаменте римского права. Впрочем, древние римляне, хотя и являлись новаторами в области юриспруденции, не были одиноки в желании кодифицировать различные сферы жизни человека и общества. Внушительными правовыми системами обладали египтяне, ассирийцы и вавилоняне. Чего только стоит кодекс Хаммурапи. И везде мы встречаемся с желанием защитить справедливость — отстоять обиженного и наказать обидчика. В особенности, если речь идет об убийстве. В этом смысле, законодательство древних евреев и десять заповедей, как квинтэссенция этой системы, не являлись чем-то необычным. Однако к эпохе Рождества Христова закон Моисея как бы «оброс» многочисленными толкованиями и комментариями так называемых книжников — соферов. Их толкования, в конечном счете, затмили собой Писание и получили в глазах народа непреложный авторитет.

В сегодняшнем евангельском чтении мы становимся свидетелями смыслового противостояния Спасителя и Его оппонентов. Христос обращается к ученикам с призывом превзойти праведность книжников и фарисеев. О какой праведности идет речь? О праведности внешней, которая состояла, с одной стороны, в тщательном соблюдении всех нюансов и деталей, с другой стороны, в превратном толковании заповедей, данных Богом Моисею. Так, например, требование «не убивай» стало пониматься так, что оно действует только в отношении соплеменников. Под убийством при этом понималось не только лишение жизни, но и причинение репутационного ущерба. Спаситель указывает на несостоятельность попыток изменить суть древнего законодательства и фактически иронизирует над логикой знатоков закона. На первый взгляд Христос занимается казуистикой — указывает, какое наказание следует за причинение того или иного ущерба. Что за гнев надлежит предавать суду, за именование «рака» («болваном», «дураком») — высшему суду (синедриону). За оскорбление «безумным» (то есть отвергающим веру в истинного Бога) необходимо подвергать самому жесткому наказанию — отправить обидчика в геенну огненную. Геенной называлась долина Еннома близ Иерусалима, в древности известная тем, что там проводились языческие обряды, а во времена Христа ставшая свалкой, где сжигали мусор. Итак, за оскорбление религиозных убеждений другого человек, по мнению Спасителя, подлежит геенне огненной.

Что означает эта правовая градация? Суд, синедрион, геенна. На самом деле, только одно. Что Христос, имитируя рассуждения книжников, в принципе осуждает вражду. Не только между иудеями, но между всеми людьми. Служение Спасителя проходило под знамением ангельской песни: «Слава в вышних Богу. И на земле мир, в человеках благоволение». Мир, принесенный Христом, не иллюзия. Это то, что даровано нам Богом, но, как всегда, не навязывается Им. Иисус всего лишь предупреждает, что ради истинного поклонения Господу надо отказаться и от гнева на ближнего, и от оскорбления его. Тот, кто этого не видит, не понимает и не чувствует, не войдет в Царствие Небесное. Иными словами, для того закрыто Небо. Кто не готов к такой «большей праведности», тот не может пребывать в согласии с Богом. А Богу, по словам Христа, важнее мир между людьми, чем оказываемое Ему поклонение.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!