Евангелие от Иоанна, Глава 17, стихи 18-26
Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.В этой части Первосвященнической молитвы Господь Иисус Христос молится за Своих учеников. Очень часто бывает, что тот или иной фрагмент Священного Писания имеет одновременно несколько значений. Нынешний отрывок не является в этом смысле исключением. Первое из значений предельно конкретно и имеет прямое отношение к обстоятельствам времени произнесения этих слов: очень скоро Христос будет взят под стражу, Он прекрасно понимал, каким образом это скажется на учениках, понимал, что они будут смущены и напуганы, ученики в буквальном смысле кинутся в разные стороны и без поддержки Бога они не смогут совладать со своим состоянием. Кроме того, для учеников было важным находиться в прямом смысле вместе в день Сошествия на них Святого Духа.
Второе значение значительно шире. Согласно ему, Господь молится здесь за всех христиан, на это указывает молитвенная фраза Христа «Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их». Сын Божий просит Бога-Отца, чтобы все мы были едины, при этом за основу и высший пример единства Он берет единство Отца и Сына: «да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино». Понимать эту фразу можно самыми разными способами. То же самое можно сказать и о единстве вообще. Не секрет, что в некоторых случаях объединяющим фактором может служить что угодно, вплоть до неприкрытого греха или же ереси.
Конечно же, у нас есть неотъемлемое единство природы, мы все едины на том простом основании, что мы люди, с этим спорить невозможно, но и молиться о такого рода единстве тоже довольно странно, ведь никто не может перестать быть человеком по своей природе, а раз так, то через природу каждый из нас находится в принципиально нерасторжимом единстве со всеми другими людьми.
При этом мы понимаем, что единство природы вовсе не является гарантией подлинного единства — единство духовного, того единства, упоминание которого мы неоднократно встречаем в апостольских посланиях. К примеру, в книге Деяний: «У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но всё у них было общее» (Деян. 4:32). Апостол Павел также не остался в стороне от размышлений о единстве. Его слова, пожалуй, самым полным образом дают нам возможность понять суть Христовой молитвы. В своем послании в Эфес, апостол написал так: «умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны, со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира» (Еф. 4:1–3).
Господь сравнивает Свое посланничество с посланничеством учеников: «Как Ты послал Меня в мир, так и Я послал их в мир» (Ин. 17:18). Сопоставление миссии Христа и миссии Его последователей предполагает последование в том числе и в страстях. Но, конечно, далеко не всегда страсти означают мученичество в христианском смысле этого слова. Мученичество — это предельное выражение страстей, и оно же является предельным выражением любви. Последование Христу осуществляется в любви и жертвенная любовь Христовых учеников друг ко другу и вообще ко всему Божиему творению — тот самый объединяющий фактор, о котором молился Господь накануне Своих Страданий.






