Евангелие от Иоанна, Глава 17, стихи 18-26. Комментирует - Феоктист Игумнов
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Иоанна, Глава 17, стихи 18-26

18 Как Ты послал Меня в мир, так и Я послал их в мир.

19 И за них Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиною.

20 Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их,

21 да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино,- да уверует мир, что Ты послал Меня.

22 И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино.

23 Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино, и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня.

24 Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне, потому что возлюбил Меня прежде основания мира.

25 Отче праведный! и мир Тебя не познал; а Я познал Тебя, и сии познали, что Ты послал Меня.

26 И Я открыл им имя Твое и открою, да любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет, и Я в них.

епископ Феоктист Игумнов Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

В этой части Первосвященнической молитвы Господь Иисус Христос молится за Своих учеников. Очень часто бывает, что тот или иной фрагмент Священного Писания имеет одновременно несколько значений. Нынешний отрывок не является в этом смысле исключением. Первое из значений предельно конкретно и имеет прямое отношение к обстоятельствам времени произнесения этих слов: очень скоро Христос будет взят под стражу, Он прекрасно понимал, каким образом это скажется на учениках, понимал, что они будут смущены и напуганы, ученики в буквальном смысле кинутся в разные стороны и без поддержки Бога они не смогут совладать со своим состоянием. Кроме того, для учеников было важным находиться в прямом смысле вместе в день Сошествия на них Святого Духа.

Второе значение значительно шире. Согласно ему, Господь молится здесь за всех христиан, на это указывает молитвенная фраза Христа «Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их». Сын Божий просит Бога-Отца, чтобы все мы были едины, при этом за основу и высший пример единства Он берет единство Отца и Сына: «да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино». Понимать эту фразу можно самыми разными способами. То же самое можно сказать и о единстве вообще. Не секрет, что в некоторых случаях объединяющим фактором может служить что угодно, вплоть до неприкрытого греха или же ереси.

Конечно же, у нас есть неотъемлемое единство природы, мы все едины на том простом основании, что мы люди, с этим спорить невозможно, но и молиться о такого рода единстве тоже довольно странно, ведь никто не может перестать быть человеком по своей природе, а раз так, то через природу каждый из нас находится в принципиально нерасторжимом единстве со всеми другими людьми.

При этом мы понимаем, что единство природы вовсе не является гарантией подлинного единства — единство духовного, того единства, упоминание которого мы неоднократно встречаем в апостольских посланиях. К примеру, в книге Деяний: «У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но всё у них было общее» (Деян. 4:32). Апостол Павел также не остался в стороне от размышлений о единстве. Его слова, пожалуй, самым полным образом дают нам возможность понять суть Христовой молитвы. В своем послании в Эфес, апостол написал так: «умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны, со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира» (Еф. 4:1–3).

Господь сравнивает Свое посланничество с посланничеством учеников: «Как Ты послал Меня в мир, так и Я послал их в мир» (Ин. 17:18). Сопоставление миссии Христа и миссии Его последователей предполагает последование в том числе и в страстях. Но, конечно, далеко не всегда страсти означают мученичество в христианском смысле этого слова. Мученичество — это предельное выражение страстей, и оно же является предельным выражением любви. Последование Христу осуществляется в любви и жертвенная любовь Христовых учеников друг ко другу и вообще ко всему Божиему творению — тот самый объединяющий фактор, о котором молился Господь накануне Своих Страданий.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!