Евангелие от Иоанна, Глава 16, стихи 2-13
02 Изгонят вас из синагог; даже наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу.
03 Так будут поступать, потому что не познали ни Отца, ни Меня.
04 Но Я сказал вам сие для того, чтобы вы, когда придет то время, вспомнили, что Я сказывал вам о том; не говорил же сего вам сначала, потому что был с вами.
05 А теперь иду к Пославшему Меня, и никто из вас не спрашивает Меня: куда идешь?
06 Но оттого, что Я сказал вам это, печалью исполнилось сердце ваше.
07 Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам,
08 и Он, придя, обличит мир о грехе и о правде и о суде:
09 о грехе, что не веруют в Меня;
10 о правде, что Я иду к Отцу Моему, и уже не увидите Меня;
11 о суде же, что князь мира сего осужден.
12 Еще многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить.
13 Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам.
Внутри Священного Писания немало таких мест, к которым можно задать вопросы. Но далеко не всегда удастся найти ответы на эти вопросы. Сегодняшнее евангельское чтение — одно из таких мест. К нему есть вопросы. А вот с ответами не все так просто.
В этой части прощальной беседы с учениками Христос Спаситель произносит обетование о ниспослании верующим в Него Святого Духа. При этом Он ставит в прямую зависимость ниспослание Духа от Своего ухода: «если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам». Конечно, это довольно странно. Почему бы нельзя было поступить как-то иначе? Или, другими словами, почему все устроено именно таким образом?
Блаженный Августин Иппонийский отвечал на этот вопрос так: «Но пока бы Он не ушел от нас во плоти, мы всегда могли бы лицезреть Его плоть и никогда не смогли бы поверить духовно. А это — единственная вера, которой мы можем оправдаться, сделаться блаженными и наследовать право созерцать то самое Слово, Которое есть Бог». Почему это именно так — святой не объясняет, нам остается лишь поверить ему на слово.
Евфимий Зигабен связывает уход Христа и послание Святого Духа с тем, чтобы ученики стали более совершенными. Но, опять же, он никак не объясняет внутреннюю связь первого со вторым.
Можно было бы привести еще несколько примеров древних авторитетных толкований, но все они в равной степени не дают ответа на вопрос о связи предстоящих Христу Страданий, смерти и Воскресения с сошествием Святого Духа на учеников. Можно предположить, что они просто не задавались подобным вопросом и относились к словам Христа без стремления рассмотреть их под критическим углом. Так, как это делал святитель Феофан Затворник. Он писал: «Это тайна домостроительства нашего спасения… Сошествие Святого Духа поставляется в зависимость от прославления Сына Божия. Почему? Так положено в совете Бога Триипостасного об устроении нашего спасения. Поклонимся пред таинством сим! И довольно с нас».
Но не все относительно недавние комментаторы смотрели на этот вопрос схожим образом, были среди них и те, кто был вынужден действовать иначе, они, преклоняясь перед тайной «устроения нашего спасения», тем не менее пытались найти ответ, который, по их мнению, кроется не в том, где находится Христос — на земле, среди людей, или же Он вознесся к Богу, — а в том, каким образом отразились на человечестве Его Страдания, Смерть и Воскресение. То есть, связь между уходом Христа и пришествием Духа связана не собственно со Христом, а с человеком. С изменением не состояния Христа, а состояния человека. Об этом пишет, к примеру, автор позапрошлого века епископ Михаил (Лузин). Вот как он отвечает на вопрос о причине ниспослания Святого Духа исключительно после Христовых Страданий: «Причина — та, что Господу нужно было чрез Свои страдания и смерть прославиться как Искупителю человечества, чтобы оно сделалось способным к принятию даров Святого Духа». Получается, что до Христовых Страданий человечество попросту было неспособно принять Духа Святого.