Евангелие от Иоанна, Глава 16, стихи 2-13. Комментирует - Феоктист Игумнов
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Иоанна, Глава 16, стихи 2-13

02 Изгонят вас из синагог; даже наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу.

03 Так будут поступать, потому что не познали ни Отца, ни Меня.

04 Но Я сказал вам сие для того, чтобы вы, когда придет то время, вспомнили, что Я сказывал вам о том; не говорил же сего вам сначала, потому что был с вами.

05 А теперь иду к Пославшему Меня, и никто из вас не спрашивает Меня: куда идешь?

06 Но оттого, что Я сказал вам это, печалью исполнилось сердце ваше.

07 Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам,

08 и Он, придя, обличит мир о грехе и о правде и о суде:

09 о грехе, что не веруют в Меня;

10 о правде, что Я иду к Отцу Моему, и уже не увидите Меня;

11 о суде же, что князь мира сего осужден.

12 Еще многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить.

13 Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам.

епископ Феоктист Игумнов Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Внутри Священного Писания немало таких мест, к которым можно задать вопросы. Но далеко не всегда удастся найти ответы на эти вопросы. Сегодняшнее евангельское чтение — одно из таких мест. К нему есть вопросы. А вот с ответами не все так просто.

В этой части прощальной беседы с учениками Христос Спаситель произносит обетование о ниспослании верующим в Него Святого Духа. При этом Он ставит в прямую зависимость ниспослание Духа от Своего ухода: «если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам». Конечно, это довольно странно. Почему бы нельзя было поступить как-то иначе? Или, другими словами, почему все устроено именно таким образом?

Блаженный Августин Иппонийский отвечал на этот вопрос так: «Но пока бы Он не ушел от нас во плоти, мы всегда могли бы лицезреть Его плоть и никогда не смогли бы поверить духовно. А это — единственная вера, которой мы можем оправдаться, сделаться блаженными и наследовать право созерцать то самое Слово, Которое есть Бог». Почему это именно так — святой не объясняет, нам остается лишь поверить ему на слово.

Евфимий Зигабен связывает уход Христа и послание Святого Духа с тем, чтобы ученики стали более совершенными. Но, опять же, он никак не объясняет внутреннюю связь первого со вторым.

Можно было бы привести еще несколько примеров древних авторитетных толкований, но все они в равной степени не дают ответа на вопрос о связи предстоящих Христу Страданий, смерти и Воскресения с сошествием Святого Духа на учеников. Можно предположить, что они просто не задавались подобным вопросом и относились к словам Христа без стремления рассмотреть их под критическим углом. Так, как это делал святитель Феофан Затворник. Он писал: «Это тайна домостроительства нашего спасения… Сошествие Святого Духа поставляется в зависимость от прославления Сына Божия. Почему? Так положено в совете Бога Триипостасного об устроении нашего спасения. Поклонимся пред таинством сим! И довольно с нас».

Но не все относительно недавние комментаторы смотрели на этот вопрос схожим образом, были среди них и те, кто был вынужден действовать иначе, они, преклоняясь перед тайной «устроения нашего спасения», тем не менее пытались найти ответ, который, по их мнению, кроется не в том, где находится Христос — на земле, среди людей, или же Он вознесся к Богу, — а в том, каким образом отразились на человечестве Его Страдания, Смерть и Воскресение. То есть, связь между уходом Христа и пришествием Духа связана не собственно со Христом, а с человеком. С изменением не состояния Христа, а состояния человека. Об этом пишет, к примеру, автор позапрошлого века епископ Михаил (Лузин). Вот как он отвечает на вопрос о причине ниспослания Святого Духа исключительно после Христовых Страданий: «Причина — та, что Господу нужно было чрез Свои страдания и смерть прославиться как Искупителю человечества, чтобы оно сделалось способным к принятию даров Святого Духа». Получается, что до Христовых Страданий человечество попросту было неспособно принять Духа Святого.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!