Евангелие от Иоанна, Глава 17, стихи 1-13

Только что мы с вами услышали начало так называемой первосвященнической молитвы Господа Иисуса Христа. Она была произнесена непосредственно перед взятием Христа под стражу. Не случайно эта молитва называется первосвященнической, ведь в ней Христос молится не о Себе Самом, а о всех нас, здесь Он выступает как Ходатай за человечество перед Богом-Отцом. Ходатайство за других — основная функция любого священника, и тем более Первосвященника — Того, от Кого мы получили свое священство, Того, Кого в православной литургии мы называем «Приносящим и Приносимым, и Принимающим, и Раздаваемым». Иными словами, в литургии мы исповедуем, что Бог Сам совершает литургию, а мы — священнослужители — всего лишь живые инструменты в Его руках. Поэтому в собственном смысле Священник, или же Первосвященник, есть только Один — Сам Бог, во всей полноте открывший Себя человечеству через Воплощенного Бога-Слова.
В Своей молитве Господь Иисус Христос произносит очень важные слова: «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин. 17:3). Вечная жизнь, Царство Небесное, — не какое-то особое место, об этом Христос говорил и ранее, но ни в каких других Своих зафиксированных речах Он не говорил о том, что вечная жизнь состоит в познании «единого истинного Бога» и посланного Им Иисуса Христа. Эти слова — совершенно новое откровение Воплощенного Бога. В книге Премудрости Соломона есть очень схожая мысль: «Знать Тебя есть полная праведность, и признавать власть Твою — корень бессмертия» (Прем. 3:15). Но Соломон ничего не говорит о Христе и потому у него речь идет лишь о корне бессмертия, о некоем залоге, но не о самой жизни вечной. Евангелие же утверждает, что полнота жизни вечной невозможна без знания Иисуса Христа. Под знанием здесь, как и вообще в библейском тексте, подразумевается не только сумма интеллектуальной информации, а жизнь, соответствующая этому знанию. Если человек знает о едином истинном Боге и о посланном Им Иисусе Христе, но это никак не отражается на его повседневной жизни, то это вовсе не то знание, которое названо здесь жизнью вечной.