Евангелие от Иоанна, Глава 10, стихи 27-38
Что мы можем сказать о Боге? Что мы знаем о Нем? И каким образом выразить это знание? На эти и схожие с ними вопросы могут быть разные ответы, их количество неисчерпаемо. В литургии святителя Иоанна Златоуста есть слова, которые каждый священник знает наизусть и которыми мы за каждой литургией описываем Бога, правда, эти слова неизвестны большинству христиан, потому как произносятся они в полголоса на фоне пения хора. Звучат они так: «Ты бо еси Бог неизреченен, недоведом, невидим, непостижим, присно сый, такожде сый». Один из русских переводов предлагает нам такое переложение этих слов: «ибо Ты — Бог неизреченный, непознаваемый, невидимый, непостижимый, вечно существующий, так же существующий». Собственно, это все, что мы можем по существу сказать о Боге, все прочее будет лишь трактовкой или же описанием действий Бога, но не Его Самого, о Нем Самом можно сказать лишь те слова, которые произносятся за литургией. Так говорить о Боге мы имеем право в том числе и благодаря сегодняшнему евангельскому отрывку. В нем есть такие слова Христа Спасителя: «Отец Мой, Который дал Мне их, больше всех». А в ряде древних рукописей можно встретить несколько иное звучание этого стиха: «Отец Мой, Который дал Мне их, больше всего». Но так эта фраза сформулирована в русских переводах, греческий же оригинал дает ясное понимание того, к чему именно относится словосочетание «больше всех» или «больше всего». Здесь речь не идет о том, что Бог больше в физическом или еще каком-то смыслах, речь идет о том, что Бог больше всех возможных человеческих представлений о Нем, Он превосходит любые возможные описания. Христос здесь говорит, что величие Бога, Он Сам и Его бытие невозможно постичь разумом.
Но есть Посланник Бога — Христос. О Себе Самом здесь же Он говорит так: «Я и Отец — одно». Именно эти слова Христа привели к тому, что «Иудеи схватили каменья, чтобы побить Его». Они были вполне согласны с мыслью об абсолютной непостижимости Бога разумом, но перед ними стоял человек, они знали этого человека, но Он сказал, что Он — одно с Непостижимым. Видимый и известный вдруг сказал о Себе как о Непостижимом. Здесь тоже тайна, она непостижима разумом, проникнуть в нее можно лишь через подвиг веры. Именно к этому подвигу и оказались не готовы оппоненты Христа.