Москва - 100,9 FM
* Поделиться
Евангелие от Иоанна, Глава 6, стихи 5-14

05 Иисус, возведя очи и увидев, что множество народа идет к Нему, говорит Филиппу: где нам купить хлебов, чтобы их накормить?

06 Говорил же это, испытывая его; ибо Сам знал, что хотел сделать.

07 Филипп отвечал Ему: им на двести динариев не довольно будет хлеба, чтобы каждому из них досталось хотя понемногу.

08 Один из учеников Его, Андрей, брат Симона Петра, говорит Ему:

09 здесь есть у одного мальчика пять хлебов ячменных и две рыбки; но что это для такого множества?

10 Иисус сказал: велите им возлечь. Было же на том месте много травы. Итак возлегло людей числом около пяти тысяч.

11 Иисус, взяв хлебы и воздав благодарение, роздал ученикам, а ученики возлежавшим, также и рыбы, сколько кто хотел.

12 И когда насытились, то сказал ученикам Своим: соберите оставшиеся куски, чтобы ничего не пропало.

13 И собрали, и наполнили двенадцать коробов кусками от пяти ячменных хлебов, оставшимися у тех, которые ели.

14 Тогда люди, видевшие чудо, сотворенное Иисусом, сказали: это истинно Тот Пророк, Которому должно прийти в мир.

епископ Феоктист Игумнов Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Если считать с самого начала Евангелий, с Евангелия от Матфея, то это уже шестое описание чуда умножения хлебов. Два раза оно описано в Евангелии от Матфея, два раза в Евангелии от Марка, один раз в Евангелии от Луки и вот теперь мы встречаем рассказ об этом чуде в Евангелии от Иоанна. Есть немало сюжетов, к которым Евангелие обращается больше, чем один раз, но ни к какому иному событию, кроме этого, оно не обращается шесть раз. Из этого становится ясно, что с точки зрения евангелистов чудо умножения Христом Спасителем хлебов в пустыне чрезвычайно важно.

В случае с рассказом Евангелия от Иоанна причина особой значимости этого эпизода становится понятна из дальнейшего повествования этой же 6-й главы, далее речь пойдет об истолковании этого чуда Самим Христом — Он будет говорить о Себе Самом как о Хлебе жизни: «Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда» (Ин. 6:35). То есть во всех описаниях чуда умножения хлебов в пустыне мы имеем дело с прообразом главного таинства христианства — таинства евхаристии. То, что случилось в пустыне, своего рода тень будущей Тайной Вечери. Один современный богослов выразил эту мысль такими словами: «Вечеря еще впереди, а сейчас, в пустыне, умножая хлеба, Иисус как бы „повторяет“ ее, хотя и еще не совершившуюся».

В том описании чуда, которое дал апостол Иоанн Богослов, обращает на себя внимание одна любопытная деталь, та, которой мы не находим у других евангелистов: пять хлебов и две рыбки нашлись у мальчика. Очевидно, что нашлись они не в результате обыска, мальчик сам сказал о том, что у него есть с собой эти запасы. Взрослые же предпочли промолчать, хотя и у них наверняка было с собой что-то съестное, во всяком случае, у какой-то части взрослых. Но взрослые потому и взрослые, что к своему имуществу относятся с высокой степенью ответственности и не спешат раздавать его направо и налево. Мальчик же еще весьма простодушен и из этого детского простодушия вырастает величайшее чудо. Действие мальчика детское и нелогичное. Как и действия Христа: как можно решиться накормить пять тысяч человек тем, что нашлось в сумке у ребенка? Но таково и христианство вообще: оно нелогично. Оно существует вопреки всему, оно распространяется несмотря ни на что, оно непобедимо. Почему? Потому что за Ним стоит Сам Бог, Который опирается не на человеческий разум, а на простоту детской веры и открытости.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!