Евангелие от Иоанна, Глава 8, стихи 51-59. Комментирует - Феоктист Игумнов
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Иоанна, Глава 8, стихи 51-59

51 Истинно, истинно говорю вам: кто соблюдет слово Мое, тот не увидит смерти вовек.

52 Иудеи сказали Ему: теперь узнали мы, что бес в Тебе. Авраам умер и пророки, а Ты говоришь: кто соблюдет слово Мое, тот не вкусит смерти вовек.

53 Неужели Ты больше отца нашего Авраама, который умер? и пророки умерли: чем Ты Себя делаешь?

54 Иисус отвечал: если Я Сам Себя славлю, то слава Моя ничто. Меня прославляет Отец Мой, о Котором вы говорите, что Он Бог ваш.

55 И вы не познали Его, а Я знаю Его; и если скажу, что не знаю Его, то буду подобный вам лжец. Но Я знаю Его и соблюдаю слово Его.

56 Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался.

57 На это сказали Ему Иудеи: Тебе нет еще пятидесяти лет,- и Ты видел Авраама?

58 Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь.

59 Тогда взяли каменья, чтобы бросить на Него; но Иисус скрылся и вышел из храма, пройдя посреди них, и пошел далее.

епископ Феоктист Игумнов Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Если мы обратим внимание на мысли древних толкователей, то увидим интересную закономерность: те из них, кого мы почитаем как святых, не подстраивали свои толкования под свое же видение мира, а, напротив, свое видение и свое понимание мира приводили в соответствие со словами Священного Писания. Они отдавали безусловный приоритет Писанию, а не своему пониманию тех или иных вещей. К примеру, сегодняшний отрывок начинается со слов Христа о том, что «кто соблюдет слово Мое, тот не увидит смерти вовек». Абсолютное большинство современных читателей пойдет по тому же пути размышлений, по которому прошли оппоненты Христа: вероятнее всего мы решим, что здесь речь идет о физической смерти, и тогда для нас эти евангельские слова прозвучат как что-то совершенно нелогичное, как то, что, в лучшем случае, придется просто пропустить, сместив при этом свое внимание в сторону других, более понятных нам, мест Евангелия.

Древние же толкователи шли по иному пути, они исходили из предпосылки, что все слова Христа истинны и все они нуждаются в одинаково внимательном осмыслении. Соответственно, если Христос сказал, что «кто соблюдет слово Мое, тот не увидит смерти вовек», значит, это действительно так. Но при этом верующие умирали, умирают и будут умирать. Вывод древних толкователей прост: значит, Христос здесь имеет в виду какую-то иную смерть, не физическую. Священномученик Ипполит Римский в этой связи замечает, что Христос «не сказал: „не умрет“, но — „не увидит смерти во век“, ибо то, чем является вечно пылающая кара, тем же является смерть вечная, которая никогда не прекращается. Поскольку на сегодняшний день смерть существует, то всем людям должно умирать. [Из этого следует, что] не об этой смерти говорил Господь, но о будущей». Получается, что, по мысли священномученика Ипполита, есть несколько смертей, и та смерть, которую мы знаем и из-за которой сильно переживаем, не является окончательной и не она наиболее страшна. Святой Ипполит не одинок в своем понимании этого вопроса. Точно так же размышлял, к примеру, святитель Кирилл Александрийский, вот его слова: «Бог не считает смерть смертью, ибо для Него нет ничего мертвого, как скоро Он даже несуществующее приводит в бытие и подвергшееся тлению легко животворит. [...] Словами, что не узрят смерти в том веке соблюдшие Его Божественное учение, не указывает на то, будто некоторые после воскресения могут умереть: смерть всех разрушена смертью Христа и исчезла власть тления. Но со всею справедливостью называет смертью наказание вечное».

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!