Евангелие от Иоанна, Глава 4, стихи 5-42. Комментирует - Феоктист Игумнов
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Иоанна, Глава 4, стихи 5-42

05 Итак приходит Он в город Самарийский, называемый Сихарь, близ участка земли, данного Иаковом сыну своему Иосифу.

06 Там был колодезь Иаковлев. Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя. Было около шестого часа.

07 Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: дай Мне пить.

08 Ибо ученики Его отлучились в город купить пищи.

09 Женщина Самарянская говорит Ему: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются.

10 Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую.

11 Женщина говорит Ему: господин! тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у тебя вода живая?

12 Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь и сам из него пил, и дети его, и скот его?

13 Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять,

14 а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную.

15 Женщина говорит Ему: господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать.

16 Иисус говорит ей: пойди, позови мужа твоего и приди сюда.

17 Женщина сказала в ответ: у меня нет мужа. Иисус говорит ей: правду ты сказала, что у тебя нет мужа,

18 ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала.

19 Женщина говорит Ему: Господи! вижу, что Ты пророк.

20 Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме.

21 Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу.

22 Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев.

23 Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе.

24 Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине.

25 Женщина говорит Ему: знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все.

26 Иисус говорит ей: это Я, Который говорю с тобою.

27 В это время пришли ученики Его, и удивились, что Он разговаривал с женщиною; однако ж ни один не сказал: чего Ты требуешь? или: о чем говоришь с нею?

28 Тогда женщина оставила водонос свой и пошла в город, и говорит людям:

29 пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала: не Он ли Христос?

30 Они вышли из города и пошли к Нему.

31 Между тем ученики просили Его, говоря: Равви! ешь.

32 Но Он сказал им: у Меня есть пища, которой вы не знаете.

33 Посему ученики говорили между собою: разве кто принес Ему есть?

34 Иисус говорит им: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его.

35 Не говорите ли вы, что еще четыре месяца, и наступит жатва? А Я говорю вам: возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве.

36 Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную, так что и сеющий и жнущий вместе радоваться будут,

37 ибо в этом случае справедливо изречение: один сеет, а другой жнет.

38 Я послал вас жать то, над чем вы не трудились: другие трудились, а вы вошли в труд их.

39 И многие Самаряне из города того уверовали в Него по слову женщины, свидетельствовавшей, что Он сказал ей все, что она сделала.

40 И потому, когда пришли к Нему Самаряне, то просили Его побыть у них; и Он пробыл там два дня.

41 И еще большее число уверовали по Его слову.

42 А женщине той говорили: уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос.

епископ Феоктист Игумнов Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Место, в котором произошел этот евангельский эпизод имеет много названий. В русском переводе Евангелия его название звучит как Сихарь, можно встретить и другие именования этого города: Шхем, Сихем и даже Флавия Неаполис, а в наше время это палестинский город Наблус. Интересен в этом городе лишь знаменитый колодец праотца Иакова, около которого и произошла беседа Христа с самарянкой. Церковное предание доносит до нас имя этой женщины — Фотиния, апостол и евангелист Иоанн Богослов, который рассказывает эту историю в четвертой главе своего Евангелия, о имени женщины ничего не говорит. Из рассказа апостола мы знаем лишь то, что она пришла к колодцу, повинуясь обычной бытовой необходимости в воде, но встретила около него Воплощенного Бога.

Их беседа имеет необычайно глубокое богословское содержание. Нет ни одного толкователя Евангелия от Иоанна, который оставил бы без внимания разговор Христа и самарянки. Нет никого, кто смог бы пройти мимо слов Христа о реках живой воды: «кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин. 4:14). Невозможно пройти и мимо слов о поклонении Богу в духе и истине: «Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе» (Ин. 4:23).

Помимо содержания беседы интересно вот что: а почему вдруг Христос стал говорить с этой женщиной? Да еще и на столь высокие темы? Он не говорил об этом ни с собратьями-евреями, ради которых, по Его собственным словам, Он пришел, ни со Своим ближайшим кругом — с апостолами. Женщина эта мало того, что была иноплеменницей, она была еще и грешницей: у нее последовательно было пять мужей, а тот человек, с которым она жила в момент своей встречи со Христом, не был ее мужем. То есть она дошла в своей жизни до такого состояния, когда уже и замуж можно было не ходить, а жить просто так. Даже в современном светском обществе такое сожительство у ряда людей может вызвать вопросы, а что говорить про патриархальное общество двухтысячелетней давности?! Но почему-то Христос именно с ней говорит о высоких богословских истинах. Причина такого странного и непредсказуемого поведения Спасителя могла быть только одной: самарянка могла понять Его слова. Апостолы далеко не всегда понимали своего Учителя, тому есть масса примеров на страницах Евангелия. Остальные сограждане Христа и вовсе не всегда хотели Его слушать, ни о каком глубоком понимании здесь не может быть и речи. А вот грешница самарянка — могла и поняла. Что дало ей такую возможность? Разве она была какой-то особенной интеллектуалкой? Или она была необычайно благочестивой? Нет, не была она ни благочестива, ни образована. От апостолов ее кардинальным образом отличал жизненный опыт. Негативный жизненный опыт. Тот опыт, который всеми силами надо стараться избежать, но с которым мало кому удается не соприкоснуться. Получается, что понимание слов Христа напрямую не связано с интеллектом, не зависит оно и от образования, от умения красиво излагать свои мысли и гладко думать, оно напрямую зависит от того опыта, который позволяет человеку видеть весь спектр цветов мира и понимать, что его собственная раскраска, мягко говоря, не самого завидного цвета. Черненькая она. Такому человеку нужен Христос. Такому человеку Он открывает Себя. И только такой человек способен понять Христа и Его Благую весть. Для такого человека Бог станет Единственным Гарантом, ведь ничего другого у него уже нет, нет у него ни праведности, ни веры в самого себя и в свои человеческие силы.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!