Евангелие от Иоанна, Глава 5, стихи 1-15. Комментирует - Дмитрий Барицкий
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Иоанна, Глава 5, стихи 1-15

01 После сего был праздник Иудейский, и пришел Иисус в Иерусалим.

02 Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов.

03 В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды,

04 ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью.

05 Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет.

06 Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров?

07 Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня.

08 Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи.

09 И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошел. Было же это в день субботний.

10 Посему Иудеи говорили исцеленному: сегодня суббота; не должно тебе брать постели.

11 Он отвечал им: Кто меня исцелил, Тот мне сказал: возьми постель твою и ходи.

12 Его спросили: кто Тот Человек, Который сказал тебе: возьми постель твою и ходи?

13 Исцеленный же не знал, кто Он, ибо Иисус скрылся в народе, бывшем на том месте.

14 Потом Иисус встретил его в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже.

15 Человек сей пошел и объявил Иудеям, что исцеливший его есть Иисус.

Читает и комментирует священник Дмитрий Барицкий.

Чтобы смысл того рассказа, который мы только что услышали, открыл перед нами свои новые грани, давайте выйдем за рамки прозвучавшего отрывка. Дело в том, что история об исцелении расслабленного около Овчей купели, имеет в Евангелии от Иоанна своего двойника. Это рассказ об исцелении слепого в 9 главе. Если мы внимательно приглядимся к этим двум повествованиям, то увидим, что в своих ключевых моментах они очень похожи друг на друга.

Больной лежит около чудесной купальни и не может получить исцеление целых 38 лет, очень долгое время. Долгий период страдает от своей болезни и слепой. Евангелие говорит, что он в совершенных летах и при этом не видит с самого рождения. И одно и второе чудо Господь сотворил в субботу, чем вызвал негодование со стороны религиозной элиты иудеев. Ведь в одном случае он приказывает выздоровевшему нести кровать, на которой тот лежал. Во втором случае Он исцеляет, сделав перед этим специальную мазь, которую накладывает на глаза слепому. А затем еще и посылает его пойти и умыться в купальне. Все это грубые нарушения заповеди о субботе. Ведь это день, в который, по представлениям иудеев, необходимо избегать всяческой работы. Также сходство в том, что в обоих случаях люди, получившие исцеление, вызываются на допрос, где фарисеи и другие недруги Христа пытаются выяснить у них, Кто совершил над ними это чудо и высказывают им разного рода упреки. Наконец, после этого оба человека вновь встречают Спасителя, который вступает с ними в диалог.

Но вот как раз-таки финалы этих историй отличаются друг от друга. Слепого иудеи выгоняют вон. Ведь он допускает возможность, что тот, Кто Его исцелил, нарушив привычный уклад ритуальной жизни, творит дела Божии. В результате слепой обретает не только здоровье. Иисус открывается ему как Истина и Сын Божий. В его сердце поселяется настоящая вера. Все иначе с расслабленным. При встрече Господь говорит ему: «Иди и больше не греши, чтобы не стряслось с тобой, чего-то похуже, чем твоя болезнь». И сразу после этого расслабленный идет к иудейскому начальству и рассказывает им, что исцелил его, а, следовательно, и подтолкнул к нарушению субботы, Иисус из Назарета. Он не может преодолеть ту инерцию формальных правил, вопреки которым и, нарушив которые, Господь его исцелил. Таким образом, по мнению некоторых толкователей, он словно встает на сторону противников Христа. Действительно. Если это так, что может более худшего случиться с человеком?

Так сама евангельская история демонстрирует важную истину. Даже признавая то, что Господь оказывает нам многочисленные милости, человек может в мгновение ока оказаться в числе Его врагов. Для этого достаточно лишь ничего не менять в своей жизни и оставаться верным тому образу действий и мыслей, который мы вели раньше. И напротив, для того, чтобы встретить Живого Бога, порой неизбежно потребуется от чего-то отказаться, чего-то лишиться, что-то потерять. Как это случилось со слепым, который потерял доброе отношение к себе со стороны авторитетнейших представителей еврейского общества. Однако взамен получил несравнимо большее — обрел Истину и веру в Сына Божия.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!