Москва - 100,9 FM
* Поделиться
Евангелие от Иоанна, Глава 6, стихи 48-54

48 Я есмь хлеб жизни.

49 Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли;

50 хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет.

51 Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира.

52 Тогда Иудеи стали спорить между собою, говоря: как Он может дать нам есть Плоть Свою?

53 Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни.

54 Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день.

Читает и комментирует священник Антоний Борисов.

В двадцатом веке было модным сочинять так называемые антиутопии — описывать будущее человечества в самых мрачных тонах. В тех же случаях, когда тона вдруг становились радостными до приторности, сюжет произведения оказывался еще более страшным. Подобное можно сказать в отношении романа Олдоса Хаксли «О дивный новый мир». Общество, описанное Хаксли, живет согласно трем принципам: беззаботность, распутство, потребление. Если же вдруг в ком-то просыпается сомнение и подозрение в ненормальности всего происходящего, эти чувства гасятся препаратом под названием сома. Сома дарит человеку тупое успокоение, уверенность в нормальности греха, упраздняет беспокойство совести. Однажды в описанном Хаксли царстве бездумия и пошлости оказывается совершенно чуждый этому миру человек — Джон, по кличке Дикарь. Он понимает весь ужас происходящего, пытается сначала достучаться до каждого, потом лишь до некоторых. Ничего у него не получается. Тогда Джон решает проповедовать странному миру своим собственным примером — живет на пустыре в полном одиночестве, воздержании и размышлении о смысле жизни. Но и это не приносит никакого результата. Дивный новый мир Хаксли смотрит на Дикаря с интересом, но без какого-либо желания измениться. Страдания Джона никак не влияют на граждан общества потребления и безудержного наслаждения. Между Дикарем и прочими героями находится стеклянная перегородка отчуждения, описанная в свое время Иосифом Бродским. Сквозь нее видно иного человека, но услышать тебя он не в состоянии.

Сегодняшнее евангельское чтение также говорит нам о прозрачной, но неприступной стене непонимания. Мы становимся свидетелями пронзительной беседы Христа с современниками. Многие из них присутствовали при совершении Спасителем чуда насыщения множества людей пятью хлебами. И хотели вновь получить пищу из рук Иисуса. Христос же отказывается кормить народ и произносит шокирующую не только для иудейских старейшин, но даже для апостолов вещь: «истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни». В греческом тексте Евангелия используется глагол «фао», который означает не просто «вкушать», а в прямом смысле «есть», «перемалывать зубами». Мы с высоты многовековой церковной традиции понимаем, что речь идет не о каннибализме, а о мистическом вкушении Тела и Крови Христовых в Евхаристии. Но представьте только на мгновение — каково было современникам Спасителя, когда они услышали призыв вкусить Плоти Крови Сына Человеческого? Неужели Христос не понимал, какую реакцию вызовут Его слова? Конечно, понимал и шел на этот поступок совершенно осознанно. Спасителю не нужны были толпы поклонников, желавших использовать Его в своих целях — для получения дармового пропитания, улучшения положения в обществе или просто ради созерцания сверхъестественного. Христос нуждался в тех, кто Ему действительно доверял. Таковых, как выяснилось, оказалось немного. После беседы о хлебе жизни большинство посчитало Спасителя сумасшедшим и отстранилось от Него. Рядом же остались всё те же двенадцать учеников. Иисус, глядя на разбредающихся последователей, спросил у двенадцати: не хотите ли и вы отойти? От лица общины ответил Петр: «Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни: и мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога живаго».

Иногда поступки и слова Бога для нас непонятны. Нам кажется, что между Господом и нами установилась стеклянная стена непонимания. Но стоит помнить, что ее строителями являемся не Бог, а мы сами. Апостолы доверяли Своему Учителю, а потому стали обладателями Истины. Давайте же и мы будем доверять Богу (хотя для этого часто нужно терпение) и тогда Господь и нас сохранит в числе Своих преданных учеников.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!