Москва - 100,9 FM
* Поделиться
Евангелие от Иоанна, Глава 6, стихи 40-44

40 Воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день.

41 Возроптали на Него Иудеи за то, что Он сказал: Я есмь хлеб, сшедший с небес.

42 И говорили: не Иисус ли это, сын Иосифов, Которого отца и Мать мы знаем? Как же говорит Он: Я сшел с небес?

43 Иисус сказал им в ответ: не ропщите между собою.

44 Никто не может прийти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня; и Я воскрешу его в последний день.

Читает и комментирует священник Антоний Борисов.

В произведениях Джона Толкина имеется огромное количество параллелей с христианским вероучением. Что, на самом деле, не удивительно. Ведь Толкин был убежденным христианином и оставался таковым даже несмотря на внешние (местами непростые) обстоятельства. Творчество Толкина — интересный литературный эксперимент по проповеди христианских ценностей при помощи сказки. И «Властелина колец» нужно понимать именно в таком ключе. Герои романа в ходе своих странствий попадают в волшебный лес, где эльфийская королева дарит им особый хлеб под названием лембас. Лембас обладал удивительными свойствами — не портился, не черствел. Маленький кусочек эльфийского хлеба был способен насытить на целый день даже взрослого воина. Толкин не скрывал, что заложил смысловые параллели между лембасом и Евхаристией. Это проявило себя даже в названии. «Лембас» в переводе означает «дорожный хлеб». На христианском западе в древности предсмертное Причастие называлось — виатикум (то есть «запас еды в дорогу»). Такое именование отражало веру в то, что благодать, полученная при причащении, способна дать душе силы, достаточные для достижения Царства Небесного. Интересно, что лембас казался приятным на вкус только добрым героям. Злые персонажи (гоблины, орки и прочие) в принципе не могли есть эльфийский хлеб — он обжигал им горло, приносил страдания. К Евхаристии может приступать только человек, если не чистый сердцем, то хотя бы желающий этой чистоты.

В сегодняшнем евангельском чтении речь также идет о хлебе. Христос вступает в диалог с иудеями, многие из которых оказались свидетелями насыщения множества людей пятью хлебами и двумя рыбками. Они неотступно следовали за Спасителем, ожидая, когда Он снова повторит это чудо. Более того, толпа буквально требует от Иисуса вновь накормить её. Находятся среди настойчивых просителей знатоки истории — они вспоминают, как пророк Моисей в пустыне сорок лет питал народ иудейский манной — особым хлебом, который каждое утро падал с неба в виде крупинок или града. Маленький кусочек манны насыщал человека, восполнял его силы. Иудеи правомерно считали манну пищей, принадлежащей сразу двум реальностям — небесной и земной. Современники Христа увидели сходное чудо — пять маленьких хлебов, прошедшие через Его руки, отказывались заканчиваться, смогли насытить огромное количество людей. Но Иисус, как всегда, отказывается идти на поводу у толпы. Вместо земного хлеба Он предлагает собравшимся задуматься о хлебе небесном. Под которым подразумевает Себя Самого. Христос говорит прямо: «Я — хлеб, сшедший с небес». Сын Божий подобно манне принадлежит сразу двум реальностям: Он одновременно — и Сын Божий, и Сын Девы. Манна насыщала древних иудеев не только в физическом смысле. Она укрепляла духовные и душевные силы. Христос установил таинство Евхаристии, в котором Тело и Кровь Спасителя подаются христианам под видом хлеба и вина. Евхаристия питает наши тела, укрепляет наши души. Она же становится способом нашего единения со Христом, а через Него с Богом Отцом. Спаситель прямо указывает, что реальность Царства Небесного не принадлежит только Ему одному. Это Царство Святой Троицы — Отца, Сына и Духа Святого — пребывающей в вечной и чистейшей любви. Частью этой реальности способен стать тот, кто по средством благодати Святого Духа, приняв учение Сына Божьего Иисуса Христа, устремит свои силы на встречу Небесному Отцу.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!