Москва - 100,9 FM
* Поделиться
Евангелие от Иоанна, Глава 6, стихи 35-39

35 Иисус же сказал им: || Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда.

36 Но Я сказал вам, что вы и видели Меня, и не веруете.

37 Все, что дает Мне Отец, ко Мне придет; и приходящего ко Мне не изгоню вон,

38 ибо Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца.

39 Воля же пославшего Меня Отца есть та, чтобы из того, что Он Мне дал, ничего не погубить, но все то воскресить в последний день.

Читает и комментирует священник Антоний Борисов.

Как известно, хлеб всему голова. Так утверждает не только народная мудрость. Образ хлеба имеет особое значение и для библейского повествования. В этом можно убедиться буквально на первых страницах Священного Писания. Когда Адам и Ева, нарушив заповедь Божию, вынуждены были покинуть Райский сад, они услышали такие слова: «В поте лица своего будете есть хлеб свой». Толкователи видят в этом изречении Господа не только указание на то, что всё лучшее, стоящее человек должен теперь добиваться в жизни трудом. Хлеб, по-еврейски лехем, означает здесь пищу вообще. Причем не только физическую, но и духовную. Хлеб, которого лишился Адам, представлял собой, прежде всего, возможность беспрепятственно общаться с Богом. То, что в Райском саду было для первого человека совершенно доступным, в новых условиях стало почти недостижимым. Во всяком случае, со стороны самого человека. Однако Господь решил не оставлять людей без Своей помощи. И в книге Второзаконие мы встречаем обещание, данное Богом народу еврейскому после исхода из Египта: «Ибо Господь, Бог твой, ведет тебя в землю добрую, в землю, в которой без скудости будешь есть хлеб твой и ни в чем не будешь иметь недостатка... И когда будешь есть и насыщаться, тогда благословляй Господа, Бога твоего, за добрую землю, которую Он дал тебе». Обещание касалось не только и не столько обладания Палестиной и уж точно не сводилось к политике или экономике. Господь обещает Своему народу великую вещь — что вскоре общение с Небом будет восстановлено и голос Бога вновь зазвучит среди людей. Обещание это, как всегда, сбылось. Среди ветхозаветных иудеев регулярно появлялись пророки, возглашавшие волю Божию, но самое главное — в Иерусалиме был построен храм, в котором люди могли возносить свои молитвы Господу. И здесь мы снова встречаем образ хлеба. Около северной стены храма был расположен специальный стол, на котором постоянно находились двенадцать особых хлебов — испеченных прямо на территории святилища. Новая партия хлебов расставлялась на столе каждую субботу, а предыдущая партия, простоявшая всю неделю, после воскурения ладана раздавалась храмовым служителям. Согласно древнему преданию, храмовый хлеб не только не портился в течение всей недели, но даже оставался тёплым и свежим, а маленький кусочек объёмом в маслину насыщал, как обильный обед. Храмовый хлеб был для иудеев олицетворением милости и любви Бога.

В сегодняшнем чтении Христос тоже говорит о хлебе. Говорит в крайне непростой, даже напряженной обстановке. Его окружает народ, жаждущий повторения чуда насыщения множества людей пятью хлебами. Но Спаситель отказывается совершать то, чего от Него так ждут. Он начинает говорить собравшимся об ином Хлебе, который по своему значению превосходит привычный. Этот Хлеб не только насыщает тело, Он оживотворяет душу, возвращает радость в сердце, служит средством соединения с Богом. Этим Хлебом жизни является Сам Христос. Соединив в Себе небо и землю, Он вернул нам радость беспрепятственного общения с Богом, утраченное Адамом. И эта связь продолжает существовать, полным образом проявляя себя в таинстве Евхаристии — где под видом хлеба и вина верующим подаются Тело и Кровь Сына Божьего.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!